Золотая пуговка,Подскажите, пожалуйста, как мне быть? Нам 4 года, сын стал проявлять стеснение к маме, папе, бабушке, сестре… не хочет показывать свои достижения, что научился, что умеет. Прям упрямство включает. Даже приветствие, кого либо, вытягиваю из него. Когда беседую с ним: почему он так себя ведет, он прямо отвечает:" я стесняюсь." Что мне ему говорить, чтобы он научился преодолевать этот комплекс? Не хотелось, чтоб застенчивость, было сопутствующим его характера. Как искоренить эту привычку, проявляющуюся у нас?
анна сокол, такие поведенческие проявления - "я стесняюсь" - могут быть по ряду причин:
1.
Таков тип темперамента. В этом случае ребёнок тих, спокоен и застенчив от природы. Он никогда не ведёт себя шумно, избегает скопления людей, не любит быть на виду.
В этом случае, подобные проявления не уйдут никогда. Тип темперамента - явление природное, дети с ним рождаются. Исправлению не поддаётся, лишь немного изменяется с возрастом, в зависимости от жизненной ситуации: в строну усиления или уменьшения.
2.
Ребёнок проигрывает разные роли.В 4 года очень характерно проявлять разные формы поведения. Так ребёнок "пробует" себя. В разных ролях: добрый-злой, послушный-упрямый, тихий-неуправляемый, и т.д.
Такие "пробы" очень важны для ребёнка, т.к. помогают ему формировать представления об отношениях в мире людей.
В этом случае волноваться нет смысла - т.к. ребёнок всё равно возьмёт те поведенческие модели, которые показывают ему в семье. Если мама с папой активные, и проявляют себя активно, ребёнок будет уметь так же.
3.
Ребёнок проявляет упрямство, чтобы сохранить образ себя. В этом возрасте формируется такое понятие как "Личность". Появляется оценка себя и представления о себе.
Упрямство включается тогда, когда родители пытаются "быть идеальными", т.е. "правильно" ( с точки зрения родителей) воспитать. И прилагают к этому разные усилия: уговаривают, убеждают, настаивают, ругают, наказывают, критикуют, приводят других детей в пример и т.д.
И, тогда, чтобы хоть как то защитить своё право на то, чтобы "быть личностью", ребёнок включает упрямство. Поскольку другими формами поведения и коммуникаций, ребёнок пока ещё не владеет.
По принципу: "Если не упрямиться, то " у меня не станет меня" - перекроят "по своему". В этом случае упрямство помогает хоть как то "сохранить" своё мнение, концепцию себя.
Я сейчас не знаю, какой из трёх вариантов подходит именно Вашему ребёнку, но Вы, прочтя это сообщение, можете сразу определить.
Что порекомендую сделать:
1. Понаблюдайте за собой и другими взрослыми в Вашей семье (мужем, бабушкой/дедушкой). Нет ли признаков слишком активного "воспитания" - попытки вырастить из ребёнка "суперчеловека" - умного, благородного, вежливого и т.д.
2. Если вдруг заметили такое желание у себя или других членов семьи, то понаблюдайте - как сильно, насколько активно взрослые пытаются воздействовать на ребёнка. Когда родители "сильно стараются" и хотят от ребёнка намного больше, чем сам ребёнок (может или хочет), часто включается то самое упрямство.
Возможно, что сила упрямства ребёнка, равна силе воздействия на него. И его "я стесняюсь" является не более, чем обычным нежеланием делать так, как от него требуют.
3. Если же в процессе наблюдения выяснилось, что никто из взрослых так не делает - отлично! Тогда расслабляйтесь и наслаждайтесь жизнью))) Ведь ребёнок всё равно будет делать ровно так же, как делают его родители, т.к. АБСОЛЮТНО ВСЕ поведенческие и коммуникативные модели ребёнок берёт из своей родительской семьи. (Умение проявлять себя и умение общаться). С некоторыми небольшими вариациями в свою сторону.
4. Дайте ребёнку время, чтобы "стать собой"! Сейчас очень важный период для формирование Я-Концепции - представления о себе. И, если ребенок тратит это время не на исследования мира, отношений, и себя в нём (в этом мире и мире отношений) , а на борьбу и сопротивление (чтобы сохранить "образ себя"), то эта форма поведения может закрепиться и остаться с ним навсегда.
Искренне не рекомендую... печально это.
5.Просто наблюдайте за ним; за тем, как он меняется; за теми его проявлениями, которые он искренне, пока ещё по-детски умеет демонстрировать; за его природными данностями и способностями (чтобы впоследствии развивать их).
А чтобы воспитать в нём те качества, которые Вам нравятся, достаточно просто самому быть таким. Ребёнок учится от родителя! Хотите, чтобы был активным - будьте активной. (Главное - В СВОЕЙ, а НЕ В ЕГО жизни) Хотите, чтобы был был благородным - сами проявляйте такое качество. И к ребёнку в первую очередь. Да и о других не забывайте)
Если же в голове сейчас путаница и нет понимания - а как же тогда воспитывать? Добро пожаловать на разные программы к психологам) Сейчас много специалистов проводят разные программы по воспитанию детей. Там можно много почерпнуть полезнейшей информации.
У меня есть разные программы о детях: семинар о стилях воспитания, разные Кинопоказы, посвященные этой теме.
Доверяете мне - приходите, буду рада. Если есть кто-то другой,кому доверяете - идите туда. Несколько таких посещений, и каша в голове разложится по "своим тарелочкам"))
Искренне желаю Вам удачи!