Золотая пуговка,Лена, у меня не стандартный вопрос))
Хочу ребенку купить фигурку феи для того, чтобы когда меня нет рядом или я не могу уделить ей внимания в должном объеме, чтобы она училась понимать, осознавать, принимать свои чувства, мысли и эмоции.
Как я себе это вижу: у ребенка произошла некая неприятная ситуация, она закрывается в своей комнатке и мысленно обращается к своей феечке. Дорогая моя феечка, помоги мне пожалуйста, я сейчас чувствую то то, от того что произошло вот это. Ну и т.п.
Я тем самым хочу научить ребенка рефлексировать, научить помогать саму себе, когда взрослого нет рядом.
Лена, расскажи пжста об этой техники, как ее проводить, как научить ребенка.
Думаю, не мне одной будет интересно.
У меня девочка 7 лет.
За ранее благодарна!)
MareRedina, Постараюсь быть последовательной:
1. «…Лена, расскажи пжста об этой технике, как ее проводить, как научить ребенка.
Думаю, не мне одной будет интересно….» - Конкретно с этой методикой я не знакома. Поэтому, подробно рассказать о ней не смогу. Возможно, она активно применяется в детской психотерапии, но, я в этом направлении не только не работаю, но и не имею такой квалификации.
Могу лишь поделиться своим видением этой методики, как специалист, работающий со взрослыми людьми.
2. Для того, чтобы ребёнок научился понимать, осознавать и принимать свои чувства, мысли и эмоции, необходимы конкретные усилия со стороны значимых взрослых – мамы, папы (или лиц, их земеняющих). Именно значимые взрослые учат ребёнка рефлектировать свои чувства и эмоции, проговаривать их и делать легальными. Учат НА СВОЁМ ПРИМЕРЕ, проговаривая свои мысли, свои желания, свои чувства и задавая ребёнку те же вопросы: что ты чувствуешь? Что ты думаешь? Что тебе важно? Что ты хочешь? И, внимательно слушают детские ответы, не подвергая их никакой критике.
Когда такой стиль коммуникаций принят в семье (разрешения появляться разным чувствам, право говорить о них свободно и выражать их, заявлять о своих желаниях и т.д.), то для ребенка он становится естественной нормой взаимодействия в отношениях.
Если же в семье мама и папа не делают так (или, хотя бы один из взрослых), то научить через куколку будет невозможно. Поскольку ребёнок будет транслировать только ту модель, которая показывается в семье. И рефлекcировать/проявлять/заявлять свои чувства именно таким способом, который принят в семье.
Вспоминая сказку, в которой девочка выговаривала свои беды куколке, оставленной матерью (которая умерла) – сейчас не смогу вспомнить название сказки – можно отметить, что, это была не столько «помощь самой себе», сколько способ «найти замену» - хоть кого-то, кто способен выслушать. Ведь куколка не подскажет, как поступить или что сказать в сложившейся ситуации… не обнимет и не прижмёт и не вытрет слёзки… и не посадит на коленки и не скажет, что «всё будет хорошо»… А других, возможных это сделать, лиц, у девочки попросту не было.
Сей способ не направлен на рефлексию и умение говорить о своих чувствах. Скорее, он сработает на привычку жаловаться и замыкаться наедине с чем-то (даже не с кем то). На умение искать выход из сложившейся ситуации, он точно работать не будет.
3.
Что можно сделать:
Чтобы научить дочку принимать свои чувства, уметь рефлектировать и говорить о них:
*Можно купить плакат, на котором нарисованы разные смайлики, выражающие разные чувства (можно нарисовать его самому). И, «работать» по этому плакату. В игровой форме, разумеется)
Например: «Давай поиграем в игру «угадай чувство». Какое чувство выражает вот этот смайлик (эта мордочка… этот колобок – тоже вполне подходит). Как оно называется, как ты думаешь? А как его можно выразить?». И, при этом, ты показываешь – как именно выражать это чувство. Показываешь сама (!). Через тебя ребёнок научится это делать.
*Так же очень важно самой, в ежедневном общении, проговаривать – что ты чувствуешь в связи с такой то текущей ситуацией? Что ты думаешь по этому поводу? И т.д.
Очень важный нюанс:
Ответ на вопрос «что я думаю по поводу текущей ситуации» должен быть ВЗРОСЛЫМ и МУДРЫМ. Если он будет осуждающим, критикующим, или оскорбляющим участников этой ситуации, то ребёнок научится делать тоже самое.
Чтобы научить искать выход из сложившейся ситуации:
* Для этого важно, в разговорах с ребёнком (да и мужем тоже), применять технику «Поиска вариантов». «А КАКИЕ ЕСТЬ ВАРИАНТЫ?» - и перечислять самые разные. Даже те, которые кажутся, на первый взгляд, безумными. А затем уже искать самый подходящий вариант.
Когда ребёнок будет видеть, что всегда есть возможность искать варианты выхода из сложившейся ситуации, он: во-первых научится действовать сам, а не сидеть сложа руки и сетовать на окружающий мир (родителей, супругов, детей и всех остальных, включая Бога). Во-вторых, научится в каждой ситуации включать «поиск вариантов», а не регидно полагать, что можно «только так и никак больше». В-третьих, - никогда не будет искать «спасателя», который срочно придёт и спасёт его из любой жизненной заварушки. Слова про «…Дорогая моя феечка, помоги мне пожалуйста, я сейчас чувствую то, от того что произошло вот это…» - как раз про поиска спасателя… Как известно, спасателя можно искать всю свою жизнь и бесконечно разочаровываться в «претендентах», но так и не найти.
4. И, напоследок очень хочется задать тебе вот такие вопросы:
• Желая научить свою дочку вот этому: «…она закрывается в своей комнатке и мысленно обращается к своей феечке….» - какую поведенческую модель можно ей привить?
• Знакома ли тебе эта модель?
• О чём эта модель?
• Где в ней опора на взрослую фигуру из своей жизни (на маму/папу)?
- поанализируй своё желание с точки зрения этих вопросов… Возможно, что многое сможешь увидеть.
Ведь, когда взрослого «нет рядом прямо сейчас» - это не говорит о том, что на него нельзя опереться. Была бы опора… а опираться можно всегда. Даже когда сейчас рядом этого взрослого нет.