Золотая пуговка, переживаю за своего сына Данила (4,5 года). Он находится в таком положении: когда старшая сестра (9 лет) его бьет, он не может дать ей сдачу (сил и роста не хватает, а предметами драться мы ему запретили), а когда младший брат (3 года) сделает ему больно, мы не даем ему ответить, кажется, что сила несоразмерная. Да и помнит наши слова, когда Арине объясняем, что маленьких обижать нельзя, а надо помогать и защищать.
Это не касается игровых драк.
Что нам делать? Не получится ли так, что у него сформируется такое видение мира, что его все обижают, а он не имеет права?
Не знаю, понятно ли написала...
Анюська,Здравствуйте! Вы объяснились достаточно понятно, и эти опасения :sad: отзываются мне.
Объясню почему:
Положение среднего ребёнка в семье оооооочень непростое. С одной стороны, ему надо постоянно «тянуться» за старшим, чтобы доказать родителям и себе, что «я не хуже, хоть и младше».
С другой стороны – львиная доля родительского внимания уходит к самому младшему ребёнку.
Старший априори знает, что любим, т.к. в его жизни был период, когда он был «самым единственным» для своих родителей (до рождения следующего).
Младший тоже знает, что он любим, поскольку при его рождении все внимание плавно перетекает к нему.
А что же остаётся среднему ребёнку? Только возможность «быстро повзрослеть» без его на то воли…. Средние дети чаще всего либо быстро становятся взрослыми и самостоятельными (не по годам), либо становятся «проблемными», чтобы хоть как то привлечь к себе внимание родителей.
С чем сейчас в реальности сталкивается Ваш средний малыш? С тем, что старшей сестре он ответить не в силах (по возрасту), а младшему нельзя (по статусу). Т.е. «здесь не могу, а там нельзя». Это ловушка. Надо бы парня поддержать.
Как это можно сделать:
1. Желательно, чтобы поддержку оказал в первую очередь папа. В 4, 5 года дети проходят этап половой и ролевой идентификации с родителем своего пола. (Накапливают знания, опыт о поведении в семье родителя своего пола). И слова родителя своего пола будут иметь очень большое значение. Тем более слова поддержки.
Для этого необходима маленькая «коалиция» (не постоянная, а ненадолго!) со словами: «Знаешь, девчонки, они и есть девчонки…. Мы же с тобой мужики! И мы точно со всем справимся!». И, если сестра обидела, то сходить вместе поговорить, прояснить ситуацию (не ругать, а именно поговорить о предмете конфликта).
2. Обязательно найдите сказки, основной смысл которых: а) многодетная дружная семья, б) как плохо обижать маленьких.
3. Читая эти сказки всем трём детишкам сразу, делайте акцент на том, что: а) жить дружно – это хорошо и нормально, и что для этого необходимо делать каждому члену семьи. Б) Важно не обижать, а защищать маленьких, особенно брата и сестрёнку.
4. Вы можете попробовать сами написать сказку с похожим сюжетом. И в этом может участвовать вся семья. Потом обсудить её, делая акценты на «горячих точках».
5. Можно проиграть сюжет о многодетной дружной семье на игрушках, с акцентом на этих же местах. Это тоже очень полезно.
Главное, не забывайте, что делать это необходимо постоянно, а не разово. Тогда результат будет ощутимым.
Вот такая вот концепция поддержки среднего ребятёнка.
Удачи всем Вам) ;)