Золотая пуговка,Лена, до скольки лет формируется базовое чувство защищенности?
И как понять сформировалось ли оно так как надо?
И если нет, то как родитель может помочь в этом своему ребёнку?
Я очень дорожу доверием своей дочери и мне страшно его потерять.
На чём строится доверие ребенка к родителю? Как понять, что доверие подорвано. (Я этот вопрос примерно понимаю, но мне хочется большей точности).
Это ведь естественно, когда при доверии к родителю у ребенка есть какие то свои секретики и желание по-быть одной в своей комнате? (это девочка, ей около 6 лет).
MareRedina, хороший вопрос, Маша, очень глубокий.... Браво! :mrgreen:
Отвечаю по порядку:
1."до скольки лет формируется базовое чувство защищенности?..." - в психологии оно называется чуть по другому - БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ. Доверяя миру, ребёнок чувствует себя защищённым. И, напротив: видя и воспринимая мир, как "опасный", ребёнок не сможет чувствовать себя защищённым.
Базовое доверие миру формируется с момента рождения и до 1 года. Далее, что сформировалось, то и получилось. Как воспринял мир ребёнок, так и будет воспринимать его ВСЕГДА.
Будет ли доверие у ребёнка к миру (соответственно, и ощущение защищённости в нем), или нет, напрямую зависит от КАЧЕСТВА УХОДА МАТЕРИ. :лялька плачет: В словосочетание "качество ухода" входит не только то, насколько вовремя ребёнок поел, поспал, или поменяны его подгузники, но и эмоциональный :smitten:и телесный контакт с матерью (или лицом, её заменяющим). Если уход был несвоевременным, или же эмоционально не насыщенным - холодным, с дистантной мамой, которая редко брала малыша на руки и он мог подолгу плакать, :cry: лёжа один в кроватке (его так "воспитывали", чтобы "не разбаловать")... то базовое доверие (и, соответственно с ним, ощущение базовой защищённости) просто не формируется. ЕГО У ЧЕЛОВЕКА НЕ БУДЕТ. :sad:
Он всегда будет чувствовать себя незащищённым, и считать, что мир - явление весьма небезопасное. Соответственно, модель поведения и общения будет выстраиваться на основе этого чувства.
Поддаётся коррекции в психотерапии, но это длительно и тяжело прорабатывается. Корректируется полностью лишь на этапе глубоко духовного развития (только после взращивания зрелой личности).
2. "...как понять сформировалось ли оно так как надо?..." - первый признак того, что все сформировано "как надо" - это (как странно бы ни звучало) реакция малыша на малейший уход мамы - в туалет, в другую комнату, и, тем более за дверь (!), т.е. потеря её из поля зрения. Вот, если мама НЕ МОЖЕТ СХОДИТЬ В ТУАЛЕТ БЕЗ РЕБЁНКА (т.к. дитеныш стоит и "блажит" во весь рот под дверью) - это как раз и есть признак того, что все сформировано "как надо".
Мамы страшно устают от этого, т.к. такие проявления ребёнок может демонстрировать вплоть до начала Кризиса 3-х лет но... зато какой бонус большой! :mrgreen:Путёвка в жизнь для дитёнка! Очень важно.
Попутные признаки:
а)"щенячий восторг" при появлении мамы (из этого же туалета)))) :смеется:
б)Если малыш плачет, то, при взятии мамой его на руки он (она) НЕ ВЫРЫВАЕТСЯ, НЕ БЬЁТ ЕЁ И БЫСТРО УСПОКАИВАЕТСЯ.
в)"Вокализация" - т.е. радостные звуки при виде мамы, а так же радостные движения ручками и ножками (трепыхания рыбки)
г)Регулярный контакт глаз с мамой (5-7 раз за минуту) при отдалении более чем на 1,5-2 метра (этакая "сверка" - ты рядом, или нет?). Если мама рядом - то можно легко, и свободно исследовать мир, т..к есть чувство защищённости.
е)Проходя Кризис 3-х лет, ребёнок становится достаточно послушным, покладистым и с ним всегда можно договориться. Одним словом, он "не воюет" с мамой, папой или кем то ещё ( в садике, школе, на прогулке и т.д.)
Вот по этим признакам можно легко понять, что всё сформировано "так, как надо"
Однако, здесь хочется сделать небольшую ремарочку: мало сформировать, важно ещё и НЕ УТРАТИТЬ это доверие впоследствии.
3. "...И если нет, то как родитель может помочь в этом своему ребёнку?..." - восстановить (вырастить) то базовое доверие, и, соответственно, чувство защищённости, в полном объёме, (так как это можно сделать до 1 года), уже невозможно.
Что всё же можно и нужно делать тогда:а)Обязательно брать ребёнка на руки (на колени). Будучи в объятиях мамы или папы, сидя на коленях у взрослого, ребёнок чувствует себя защищённым. На руках у взрослого - вся защита мира для ребёнка! (Поправочка: если родитель ребёнка бьёт, то его руки не будут символизировать защиту, напротив - ребёнок будет бояться :shock: этого контакта)
б)Играть с ребёнком. Не целыми днями, разумеется, но, хотя бы 30-40 минут в день, но в контакте только с ним (а не с телефоном, телевизором, планшетом и т.д.)
в)Обязательно наладить коммуникации в семье (с дитёнышем в частности). Если дома разговаривают СПОКОЙНО, без скандалов, НЕТ УПРЁКОВ, УКОРОВ, ОСКОРБЛЕНИЙ, КРИТИКИ И УНИЖЕНИЙ, то чувство защищённости вполне можно подрастить.
г)Важно говорить ребёнку о том, как он (она) хороший, умненький, любимый, замечательный, нужный и т.д. Повышая таким образом самооценку ребёнку, вполне можно рассчитывать на то, что дитёныш чувствует себя более или менее безопасно в общении с Вами. И, напротив - ругая и унижая (обзывая, критикуя, крича, и тд.) родитель снижает самооценку ребёнку. Тогда говорить о чувстве защищённости ТОЧНО НЕ СТОИТ. Скорее, наоборот - родительский дом до конца жизни будет восприниматься этим ребёнком как "опасное" место, откуда хочется сбежать. Не "начало начал", а "Побег из Шоушенка".
д)Очень важно родителю НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ и не впадать в негативные реакции :tickedoff: :knuppel2:в ответ на ЛЮБЫЕ ДЕТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. И решать из из "взрослой позиции" - спокойной, разумной, размышляющей, направленной не на "наказать", а на "подсказать, как лучше". :лялька плачет:
4. "...Как понять, что доверие подорвано. .." - понять это довольно просто.
По ряду основынх признаков:а)Родитель не может найти "общий язык" с ребёнком, тогда, Когда Кризис 3-х лет уже закончился. б)Ребёнок продолжает "воевать", конфронитровать, закатывать истерики... И это происходит часто (!)
в)Ребёнок часто плачет, и не стремится делиться с родителем причиной своих слёз
г)Ребёнок считает, что он "глупый" или что он "говорит глупости" (варианты: ни на что не способный, неумёха, бестолковый, дурак, такой же как ... (папаша, мамаша, безумная бабка, чокнутый дед...и т.д.). И он уже говорит о себе именно так (т.е. верит в это)
д)Ребёнок замкнутый и не делится своими мыслями, переживаниями, проблемами (в садике, школе)
5. "На чём строится доверие ребёнка к родителю..." - на формирование базового доверия в первую очередь (с рождения до 1 годика). Затем - на ЛЮБВИ И УВАЖЕНИИ К НЕМУ. НА ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ во всём.
И, последнее.. то, что ребёнок имеет свои "секретики" и закрывается в своей комнате - это НОРМАЛЬНО! И даже очень хорошо! Это позволяет ребёнку почувствовать свои границы. Впоследствии, он будет очень хорошо их знать, и не будет позволять нарушать их (если, конечно, родители не научат его тому, что нарушать свои и чужие границы - это нормально).
Вот такой вот будет ответ.
Ещё раз спасибо тебе, дорогая, за такой замечательный и глубокий вопрос. :smitten:Думаю, многим будет интересно и полезно почитать об этом. :mrgreen: