Всем Здраствуйте!Хочу просить совета,т.к. запуталась и отчаялась.Выбраться к психологу не реально,младшему садик только дали,еще не ходим,оформляемся,а наболелооо
Старшей дочери 16,5 лет,два года у нас с ней не очень в плане взаимопонимания,поначалу ее подросткового периода я была не в "форме",родила сына,физически долго восстанавливалась да и послеродовой депрессняк меня потрясс...ну худо-бедно мы с ней договаривались,со временем я ей училась доверять ее саму)))отпускать,не наседать,не критиковать и т.д. последний год-ужас...у нас появился мальчик)))хороший,мне нравиться,но дочь стала колючей,о себе я наслушалась и узнала много нового...сначала после "признаний"я была в ауте,потом стала делить на 16,старалась понять,ну бывает,пмс,посморилась с Ильей,материнское сердце не помнит обид...вообще ей предоставила планировать свои дела как хочет, но просила,например,приходить не поздно, или прийти покушать из колледжа,а не в MD идти,помочь по дому,мне реально тяжело одной с малышом коляской продуктами...все раздражает дочу...свелось к тому что делает как хочет, домой только помыться,поесть,поспать,переодеться,..в колледже учиться хорошо!!!!без троек,поступила на бюджет,хвалят...сейчас живет у бабушки...уже месяц,потому что с нами не хочет"достали,надоело,"моя мама разрешает им с Ильей сидеть у них весь день,у них с папой большая кв,у нас двушка смежные комнаты,маленький ре,сончас и т.д. в общем "расстались"мы с дочей услышав:"уважать мама тебя не за что,ты вообще плохая и т.д.обратно не п*ашыпка*у,и ты не приходи,не звони" ее папа мой бывший муж,с ней не общался 12 лет,теперь общается, "он хороший" все понимает,во всем поддерживает,денег дает...
А я живу наполовину...пообщаться не получается,я боюсь,честно,так как на меня сразу же "презрительная правда" и недовольство ...
Где я не права?Как "собраться" ?
Извините за писанину)))
АНАСТАСИЯ Б,Добрый день!
Постараюсь ответить чуть больше, чем Вы попросили: «Где я не права? Как "собраться"». Что то мне подсказывает, что, получив ответ на эти вопросы, легче не станет, и куда двигаться дальше, понятно не будет.
Поэтому, с Вашего «заочного» соглашения, немного расширю контекст. Надеюсь, что Вы не будете против.
Проблемы общения с детьми подросткового возраста происходят НЕ ВСЕГДА. Не буду лукавить, у подростков «особенная» психика, и общаться без конфронтаций с ними непросто. Однако, вполне возможно.
Почему же тогда возникают проблемы? Закономерный вопрос многих родителей…. Есть ряд причин, на это:
1. Слишком жёсткий подход к воспитанию подростка, и, соответственно, к общению с ним. По принципу «Я – сказал, ты – сделал и ничего больше не обсуждается. :knuppel2:Будешь «бухтеть» - будешь наказан (морально или физически)». Против таких «воспитательных мер» подростки бунтуют – или активно, или пассивно. Понятно, что «активный бунт» видно сразу, в отличие от «пассивного» однако же, пассивный часто присутствует, и родители его даже не замечают. Как, впрочем, и того, что часто «закручивают гайки» в общении со своим подростком.
Для родителей, как правило, такой стиль воспитания является «нормой». Другого они не знают, не видели, не умеют, не понимают, т.к. сами были воспитаны в похожей манере.
2. Слишком «мягкий» подход к воспитанию подростка. Такой воспитательный стиль, где родитель чувствует себя очень неуверенно :roll: :crazy2:. И, соответственно, нет четких правил поведения и общения, нет границ, нарушена иерархия (подросток стоит выше по ступени, чем родитель).
В этом случае ребёнок не бунтует, он просто «предъявляет свои права и требования», и делает это куда более уверенно, чем родитель. Смело можно сказать: родитель «потерял бразды правления» в отношениях с ребёнком. Дитёныш буквально начинает «наглеть», забывая о том, кто в семье старший, кто «главный».
Проблемы в подростковом возрасте возникают в связи с первой или второй причиной. Имеется в виду проблемы серьёзного характера. Нежелание учиться, нежелание прибираться, нежелание заниматься, - присуще всем подросткам и проблемой, как таковой, не являются. Правда, вот из этих самых «нежеланий», а точнее – не всегда грамотной родительской реакцией на эти самые «нежелания», - могут появиться серьёзные неприятности. (Небольшое «лиричесткое» отклонение в сторону) ;)
16,5 лет – это уже отнюдь не подростковой, а юношеский возраст. И активный бунт-протест к этому времени должен стихнуть… Но, если он сохраняется, и усиливается, то, это говорит лишь о том, что контакт в паре «мама-ребёнок» где то был нарушен. И нарушен был ещё до подросткового периода. И в душе у ребёнка всё очень неблагополучно… Это как с Кризисом 3-х лет: если в 4-4,5 года протестные реакции не прошли, а продолжают сохраняться, то, это относится уже не Кризису 3-х лет, а к закрепленной модели поведения, которая будет воспроизводиться потом, как естественная. (Если вовремя не обратить на это внимание и не начать с этим что-то делать).
Наши модели поведения, общения и эмоционального реагирования «из ниоткуда» не берутся… Они всегда выносятся ребёнком из родительской семьи и воспроизводятся потом, как естественные.
Поэтому, если ребёнка критикуют, он будет потом критиковать (себя и других); если ругают, будет потом ругать (себя и других); если обесценивают, то он будет потом обесценивать (себя и других). И, когда ребёнок не видит какой то формы обращения в свой адрес, он её (эту форму) не воспроизведёт! Просто неоткуда взять…, если этой модели нет в опыте.
Если у девочки в душе есть «признания», которыми она шокирует родителя, то, где то, в какой то период времени был нарушен контакт с ней, и эти "признания" появились. А вот по какому принципу (1 или 2, который я описала в начале сообщения), не могу сказать. Но Вы точно поймёте, прочтя это.
Юношеский возраст – это возраст, когда появляется бОльшая степень смелости, для того, чтобы возразить родителю, чтобы занять активную конфронтационную позицию. :knuppel2:
Сейчас пишу Вам эти строчки не для того, чтобы обидеть или завиноватить Вас, или «посыпать пеплом» Вашу голову… отнюдь не для этого. У Вас итак слишком тяжело на душе… :cry: :cry: :cry:
Этими словами призываю Вас проанализировать Ваш путь общения и взаимодействия с дочкой. Чем тщательнее, тем лучше. Чем больше анализа, тем больше понимания того – что происходит с дитём? Чем больше понимания – тем легче будет потом поговорить с ней.
Проанализируйте, повспоминайте: закручивались ли гайки, или бразды правления были отданы дитю? (Это будет ещё очень полезным с точки зрения воспитания второго ребёнка)
В первом случае тактика будет одна – попросить прощения у ребёнка за то, что когда то, как в молитве, «Вольно или невольно» обижала её, не желая этого… И делать это искренне. Предлагаю Вам не пугаться никакой «правды» и дать возможность её сказать. Внимательно выслушать, оставаясь в позиции ВРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, не скатываясь в обиды, претензии, и взаимные упрёки. :coolsmiley:
Во втором – тактика другая – сообщить ребёнку о том, что «Мама всегда остаётся мамой. А значит – старшей и более ответственной. За семью, за детей. Несмотря на то, что дочка теперь выросла и может жить отдельно, мама в любом случае является старшей». И, соответственно, необходимо брать «бразды правления» в свои руки. Это не говорит о том, что Вы можете заставить ребёнка вернуться домой, но, поставить свои границы будет необходимо. Чтобы ребёнок их не нарушал. Чтобы восстановиться в иерархии, в родительской позиции – взрослого, уверенного, главного.
И, в любом варианте (1 или 2), разговариваю с дочей, важно сказать о том, что «Я очень уважаю твоё мнение и выбор… не смотря на то, что думаю совсем по другому… Но, ты стала уже взрослой и сама решишь, как будет лучше для тебя. Знай, что при любом раскладе ты продолжаешь оставаться МОЕЙ ЛЮБИМОЙ, НУЖНОЙ, ВАЖНОЙ, И САМОЙ ЛУЧШЕЙ ДЕВОЧКОЙ НА СВЕТЕ! И двери моего дома всегда открыты для тебя.»
И в первом, и во втором случае важно "не догонять". Поговорили, и ... отпустили. Дайте возможность дочке "побыть с этим", пережить, переварить. Примите с уважением ЛЮБОЕ её решение.
Удачи Вам в этой непростой ситуации! Поверьте, Всё решаемо! Дети, даже если им по 30-40 -50 лет, продолжают нуждаться в любви, принятии и признании своих родителей (абсолютный факт, подтверждаю его психотерапевтической практикой).