Золотая пуговка, надеюсь на Вашу помощь. Моя дочь,которой 4 года, временами просто перестает слушаться. Когда ей говоришь,идти спать или идти убирать игрушки или еще что-либо,она просто говорит-"Не хочу" и улыбается и продолжает заниматься своими делами не обращая на меня никакого внимания. Повторяю несколько раз,она не реагирует. Я начинаю ее строщать,что заррещу смотреть мультики или сладкое. Если и это не действует,говорю что выкину все игрушки и иду за пакетом. Пока только это срабатывает и то не всегда. Иногда она просто доводит ситуацию до пика,я начинаю орать и срываться,а она улыбается. у меня складываеться впечатление, что она специально мне доводит. Но несмотря на это,она постоянно говорит :"прости меня мама". Сейчас очередной такой этап. Три дня просто орем везде где только можно.вчера перед тем как зайти на английский,орала 20 минут,сегодня тоже самое повторилось на гимнастике. Я ей сказала,если она не будет ходить,значит никаких гостей к ней и она больше никуда не пойдёт. КН это останавливает,но она не может сразу с этим согласиться,она до последнего орет,пытаясь меня прогнуть. Силибльше нет,я росле ееистерики еще пол дня отхожу, у меня внутри все трясёт. А ей нипочем, она пошла на занятие и вышла довольная. Спрашивается зачем все это?
marin-marnow, добрый день!
Вы столкнулись с таким явлением, которое называться "Кризис 3-х лет". Всё, что Вы описываете, относится именно к этому периоду психического развития, и является абсолютной нормой развития ребёнка. Пугаться не стоит.
Все через него проходят в большей или меньшей степени капризности.
Теперь чуть подробнее:1. "...Моя дочь,которой 4 года, временами просто перестает слушаться..." - это нормально для периода Кризиса.
Смысл Кризиса 3-х лет заключается в становлении своего "Я", того, которое будет отлично от маминого мнения. "Я - сам!" - кричат дети.
Это один из периодов "отрывания" (сепарации) от матери. И ребёнку просто необходимо его пройти.
2. Важно понять и усвоить (и, главное - ПРИНЯТЬ!) такую мысль, что ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СЛУШАТЬСЯ АПРИОРИ!
К этому их приучают взрослые. Постепенно, умело и бережно. Показывая уважительную модель поведения, коммуникаций (общения) и взаимодействия.
3. И, если вдруг так получается, что родители показывают другую модель - конфликтную, уничижительную, то, дети учатся тому же самому - конфликтовать, унижать - себя, или других. Или, и себя и других.
Именно поэтому, "слушаться" надо обучать ребёнка. Но, не через крики и брань.
4. Важно быть терпеливой! Поскольку процесс этого "обучения" длится несколько лет! И, не стоит надеяться на то, что, ребёнок сразу же поймёт, как надо вести себя и станет так делать.
Лет до 5-6 придётся учить) И быть бережной и терпеливой. Взрослой, обучающей мамой.
5. "...-"Не хочу" и улыбается и продолжает заниматься своими делами не обращая на меня никакого внимания..." - хорошо, что улыбается! Это хороший признак)
"Не хочу" - это пока ещё естественные и открытые проявления. Хуже, когда они становятся скрытыми. Это уж показатель... "звоночек", так сказать. Она пока ещё открыта и честна в своих проявлениях! Здесь, пожалуй, главное - не упустить....
6. Порекомендую Вам на это "не хочу" вместо угроз: (...Я начинаю ее строщать,что заррещу смотреть мультики или сладкое. Если и это не действует,говорю что выкину все игрушки и иду за пакетом...) использовать игровые приёмы.
Например: Вы говорите дочке "Давай вместе собирать!", и, начинаете помогать ей. Но! только лишь помогать! Чуть-чуть)
За то, что она собирает игрушки сама, обязательно хвалите! (Какая умничка! Какая большая девочка! Сама умеет собирать! Не все девочки умеют... а наша умеет и т. д. - похвала должна быть обязательно)
Ещё один отличный метод (подсказанный одной из участниц форума): Вы говорите дочке о том, что ночью прилетает волшебная фея из страны игрушек. Она прилетает ко всем-всем детям! И, у тех деток, кто не прибирает свои игрушки, она их забирает с вою страну. А прибранные игрушки не забирает.
И, если дочка и дальше говорит "Не хочу", то дайте уже этому случиться! Не настаивайте на собирании. Просто спросите её: "Ты готова к тому, что фея может забрать все неприбранные игрушки?". Если дочка отказывается, смело укладывайте её спать и убирайте все разбросанные игрушки!
Не забудьте быть последовательной! Наутро в ответ на вопрос "А где мои игрушки?" спокойненько отвечайте "Фея забрала, они ведь неприбранные были...".
И Вы их просто так не отдаёте обратно!
Процесс "передачи" таков: дочка должна понять (сама, без маминых укоров), что она лишилась своего "добра". Так может продолжаться до тех пор, пока не останется ни одной игрушки.
Затем, когда играть стало нечем, и ребёнок начал страдать и плакать, Вы предлагаете "написать письмо фее" с просьбой вернуть всё обратно!
Но, фея напишет ответ! В нём будет огромная просьба для Вашей дочки - обязательно собирать на ночь игрушки. И, только после ответного письма с обещанием "всё прибирать", игрушки возвращаются обратно!
И так каждый раз, когда ребёнок отказывается прибирать.
Приходит время, и ребёнок перестаёт "проверять свои границы".
Обычно дети не доводят до крайних мер. Услыхав про волшебную фею, они заинтригованно вовлекаются в эту игру.
особенно, елси мама выглядывает в окно и говорит "Где там наша фея? Не летит к нам ещё? Ой, быстрее-быстрее! Вдруг прямо сейчас прилетит...." и т.д.
7. Вот ещё что важно понимать: детям 3-х 4-х, 5-ти лет, и вправду, тяжело самостоятельно наводить порядок за собой!
Это взрослому кажется, что раскиданные игрушки прибираются быстро. Для маленького ребёнка это - целая катастрофа!
Помогать всё же надо. Но, лишь помогать. Иначе ребёнок быстро "сядет на шею".
8. "...Иногда она просто доводит ситуацию до пика,я начинаю орать и срываться,а она улыбается. у меня складываеться впечатление, что она специально мне доводит...." - поверьте, дети 4-х лет "специально" доводить не могут! Они ещё не умеют...
Они пока ещё учатся жить, общаться, взаимодействовать. Учатся у нас, у взрослых. В этом и ценность - всё пока в Ваших руках! Научите уважать и договариваться - будет уметь уважать и договариваться. Научите орать - будет орать.
9. "...Сейчас очередной такой этап. Три дня просто орем везде где только можно.вчера перед тем как зайти на английский,орала 20 минут,сегодня тоже самое повторилось на гимнастике..." - "Орать" в этом возрасте - является нормой развития психики.
Дело в том, что в этот возрастной период ребёнок обучается "управлению чувствами". Когда он рождается, их всего 5. Затем, после двух лет, появляется целый спектр чувств. А справляться с ними ребёнок не умеет. Отсюда и реакция крика и плача.
Искренне не порекомендую Вам кричать на неё в ответ. Лет через 10 - 12 можно встретиться с такими проблемами.... Поверьте, не стоит экспериментировать! Сейчас Вы с ней справляетесь. Потом - уже не получится.
Если же Вам трудно быть с этим криком и он сводит Вас " с ума", лучше обратитесь за помощью к специалисту. Ведь не "просто так" люди не переносят детский плач. У этого явления есть своя история... Как правило, очень грустная.
10. Вот что ещё хочется сказать: в 4 года английский и гимнастика - это перебор для детской психики!
Вы можете не прислушаться к этим словам, но.... внутреннее напряжение (которое обязательно есть от такого "перебора") будет делать "своё дело". В накопленном виде это напряжение будет выливаться истериками или частыми заболеваниями.
Ещё раз оговорюсь: Вы можете не прислушаться к этим словам, но не сказать об этом я не могу. Дети в 4 года НЕ НУЖДАЮТСЯ в обучении! Их нужда в другом - игра, игра, игра! Только так они познают мир и развиваются. Раннее обучение приводит к одному - к периоду, когда, действительно, пора обучаться, учиться к этому времени, они уже устают и не хотят! И тогда обучение превращается в "Дамоклов меч" и для мамы и для ребёнка.
Я лишь говорю, а решать Вам.
11. "...Я ей сказала,если она не будет ходить,значит никаких гостей к ней и она больше никуда не пойдёт...." - искренне рекомендую Вам отказаться от угроз! Может наступить такое время, когда угрозы перестанут действовать. И ребёнок станет "нечувствительный" к ним.
Поищите другой способ взаимодействия и коммуникаций. В том числе и умения договариваться. Это будет более благодарно для Ваших с ней отношений.
Вот таким будет ответ. Надеюсь, что полезный для Вас.
Если будет желание поисследовать и поразбираться - как общаться со своим ребёнком, что происходит в Ваших отношениях с дочкой, что Вам делать и т.д - можете присоединяться к нашим группам, приходить на разные программы, посещённые детям, стилям воспитания, детско-родительским отношениям. Там много можно понять и увидеть)
Удачи Вам и Вашей дочке!