|
Капустка
|
 |
« Ответ #86 : 23 Июня , 2015, 11:30:39 » |
|
Очень люблю эту закупку и издательства, которые в ней представлены. У меня дочь-подросток, я слежу за современной подростковой литературой. Опубликую здесь фрагменты рецензий, которые я делала на книги этих издательств. Возможно, они помогут мамам подростков в выборе.
Я очень люблю серию "Розов//ого жи//рафа" - "Во//т это к//нига!" Сама читаю с удовольствием, правда, дочь как-то не разделяет моих восторгов, каждый раз говоря: "Мама, я вижу, что когда ты читаешь, то плачешь, а я не хочу плакать". Такое вот сейчас поколение: удовольствие, скорость, комфорт - это их главные ценности. Хотя дочь читает много, но книги этой серии - ни в какую.
Что прочитала я. 1. Ро//б Буй//е. Всё из-за мис//тера Терр//апта Сюжет книги простой и оригинальный одновременно. Простой — потому, что в книге идёт речь об одном учебном годе из жизни американских школьников. А оригинальный — потому, что рассказ идёт не просто от первого лица, а от семи первых лиц: учеников класса, в которых вы легко узнаете одноклассников сына или дочери, или своих учеников. Среди них и ботаник-отличник, и только что пришедшая в класс новенькая, и озорник-хулиган, и заносчивая "звезда"... Каждый из них рассказывает эту историю, видя её со своей стороны.
Книга начинается словами одного из героев: "Нам не повезло: на свете существуют учителя". Однако, через какое-то время дети понимают: на самом деле им повезло. Мистер Террапт не похож на других учителей, которые у них были раньше. Ничего не проходит мимо его внимания: и проделки озорника Люка, ни провокации заносчивой Алексии — он проявляет неравнодушие ко всему, что происходит в классе. И делает это совсем не так, как многие учителя: не через наказания, а через понимание — где-то через иронию, где-то через разговоры один на один. Это неравнодушие он стремится воспитывать и в своих учениках: чего стоит только знакомство ребят с учениками из коррекционного класса. Эта идея вызвала у ребят разные чувства: от недоумения и испуга, но в итоге превратилась в толерантное отношение к "особым" детям и даже дружбу с ними. Восхищают и математические задания, которые мистер Террапт даёт своим ученикам: мне самой захотелось искать долларовые слова вместе с ребятами и считать травинки на газоне. Он также постоянно учит ребят взаимодействовать: даже парты у него постоянно стоят для работы в группах. И к составу групп для разных заданий он относится серьёзно: даже те ученики, которые прежде в классе находились на положении чуть ли не изгоев, получают в таких заданиях шанс. Очень хочется, чтобы в жизни каждого ребёнка был такой учитель, как мистер Террапт.
А ещё книга о личной ответственности. Когда происходит несчастный случай, у каждого из ребят появляется повод задуматься: разве виноват только Люк, бросивший крепко слепленный снежок? Что привело к этому? Не только действия здесь и сейчас, но и предшествующие отношения между ребятами становятся предметом раздумья.
Ревела почти без перерыва начиная где-то с середины книги вплоть до её окончания (хотя счастливый конец был для очевиден почти сразу, как произошёл несчастный случай). Переживала за героев, проживала всё вместе с ними.
2. Ди//на Саби//това. Три тво//их име//ни С первой и до последней страницы книга держит в напряжении, заставляет сопереживать героям и не отпускает даже после того, как чтение завершено (а прочитать можно за пару часов).
История о девочке Маргарите, которая жила в неблагополучной семье вместе с младшей сестрой и вечно пьющими родителями, которым до детей нет дела. Девочка недоедает, родители совсем не занимаются её воспитанием, но при этом она совершенно не унывает. Она любит родителей, стремится сделать жизнь своей семьи более комфортной, принеся в дом немного уюта. Она прилежно учится, а ещё красиво поёт. Во время пожара в доме погибают её родители, и девочка попадает в детский дом. Жизнь в детдоме, предательство приёмной семьи, в которой девочка прожила какое-то время, снова детдом... И в любой ситуации этот ребёнок сохраняет чистоту своей души, веру в людей, а также в то, что всё в её жизни когда-нибудь наладится.
Книга привлекает не только сюжетом и стойкостью юной героини, но и рядом очень интересных приёмов, которые использует автор. Во-первых, это три имени одной девочки —Маргариты Новак: Ритка — в период жизни с родителями, Марго — во время жизни в приёмной семье медсестры детдома, Гошка — когда девочку забирают из детдома под опёку. Три разных жизни, три разных сценария возможного дальнейшего её развития.
Во-вторых, автор, повествуя о переломных моментах жизни Маргариты, автор показывает два возможных альтернативных сценария развития событий. Сначала описан светлый, позитивный сценарий, и ты уже начинаешь радоваться, что вот-вот, и всё будет хорошо у этого настрадавшегося ребёнка... Однако через несколько страниц история повторяется, но вот конец у неё другой, более печальный. На долю Маргариты выпадают новые трудности... Но так ли это плохо? Может быть, реализация позитивного сценария принесла бы только временное облегчение, а потеря близких, предательство приёмной семьи были необходимыми условиями обретения себя и шагом к новой жизни?
В конце книги Маргарита-Гошка попадает жить в семью к любящим её приёмным родителям. Happy End? Не уверена. Даже несмотря на то, что финал даёт надежду: девочка, наконец, обретёт дом и семью, где, как мне кажется, ей будет хорошо. Но что станет с родной сестрой Гошки — Гелей? Её судьба неизвестна, Гошка даже не знает, в какой детдом определили её младшую сестрёнку. То есть, чувствуется какая-то незавершённость сюжета: действительно, у Маргариты впереди ещё вся жизнь.
3. Р. Дж. Пал//асио. Чу//до Сюжет книги основан на истории мальчика Августа с редкой генетической болезнью, в результате которой его лицо сильно изуродовано: даже множественные пластические операции не смогли улучшить его внешний вид. Но при этом у мальчика сохранный интеллект, прекрасное чувство юмора и даже самоиронии, он очень любим своей семьёй. Проучившись дома начальную школу, он идёт в 5 класс с другими детьми. Книга рассказывает — от имени разных людей: самого Августа, его сестры, его одноклассников — о том, как проходил первый год его учёбы в школе. С какими трудностями он столкнулся, как мужественно преодолевал их, как менялось отношение к нему одноклассников. Это маленькие и большие победы мальчика-инвалида.
А ещё мне очень понравилась одна из линий книги — об учителе английского языка, который каждый месяц даёт своим ученикам максимы. Это короткие фразы, цитаты, которые несут этический смысл. В течении месяца ребята размышляют над максимой, пишут сочинение о ней. В конце учебного года учитель попросил ребят, чтобы они прислали ему открытки со своими летними максимами. Книга заканчивается перечислением содержания открыток, полученных учителем. Что интересно — многие максимы были придуманы, сформулированы самими детьми.
Как мне показалось, книга просто кричит: оглянитесь! Вокруг нас живут люди, которые такие же, как мы, но всё же не такие. В силу ограниченных возможностей здоровья, им приходится труднее, чем многим из нас. Нам не нужно жалеть их, жалость — это неконструктивно. Но протянуть им руку, помочь, поддержать, увидеть в них не инвалида, а человека — такого же, как мы сами — вот к чему призывает нас эта книга. Причём, делает это не в явном виде.
4. Да//вид Гросс//ман. С ке//м бы поб//егать Сюжет захватил меня с первых страниц своей необычностью. А последние страницы дочитывала ночью, взахлёб, не могла оторваться и уйти спать, оставив развязку романа до завтра. Подростки, их проблемы — что тут может быть необычного? Но как это подано автором! Две параллельных судьбы — Тамар, которая отказалась (надеюсь, что временно, такой талант, он должен приносить радость не только его обладателю, но и другим людям) от продолжения музыкальной карьеры ради того, чтобы вырвать из рук городской мафии своего брата-наркомана, и Асафа, скромного мальчика, работающего в летние каникулы в городской мэрии. Параллельные прямые, как известно, не пересекаются. Но законы математики не всегда являются законами жизни. В другой ситуации они вряд ли бы встретились. Но Асаф неожиданно, в силу служебных обязанностей, должен найти Тамар. Чем больше он её ищет, тем сильнее хочет найти. И в поиске пропавшей девушки он ищет себя: освобождается от каких-то комплексов ненужных, преодолевает страх, отчаяние, понимает, что те, кого считал своими друзьями, и не друзья вовсе, совсем по-иному начинает оценивать взаимоотношения в семье.
Что поразило меня в этой книге. Во-первых, это взаимоотношения родители—дети. Так случилось, что оба главных героя — и Тамар, и Асаф, остались на какое-то время жить одни, их родители в отъезде. Но ведь это подростки! Им по 16 лет! Я так и не смогла определиться со своим отношением к этому: что это — безответственность (родители Асафа хотя бы устроили его на работу, чтобы не болтался бесцельно по улицам или не проводил время за компьютерными играми), или норма, которая выражается в стремлении воспитать в ребёнке самостоятельность? Моей дочери ещё 13 лет, посмотрю на себя, что я буду думать, когда ей исполнится 16.
Во-вторых, в продолжении темы воспитания, поразило отношение родителей Тамар к своим детям. Так случилось, что и Тамар, и её брат Шай — от природы очень одарённые музыканты. Тамар поёт, Шай — гитарист. Два талантливых ребёнка в одной семье, причём у обоих — творческая одарённость. Расплатой за талант нередко являются трудности характера, "тонкая творческая душа". И здесь, как мне кажется, очень важна именно поддержка семьи. В той или иной степени талантлив каждый человек. но задатки носят природный характер, а способности — социальный. То есть, превратятся ли природные задатки в способности зависит во многом от той среды, в которой находится человек. Нельзя сказать, что родители никак не занимались детьми: Тамар обучалась пению профессионально. Но то, с какой лёгкостью они отказалась от сына-наркомана, возмущает. Они просто вычеркнули его из своей жизни, не стали искать, когда он ушёл из дома и попал в руки уличной мафии. Такое ощущение, что они отбросили от себя всё то, что мешает им быть успешными, уважаемыми людьми. Но это же родной сын! Тем более, он в беде, ему нужна помощь! Я, кстати, не согласна, что у книги полностью счастливый конец, как пишут многие. Да, родители согласились принять Шая обратно в семью. Но это не конец, а только начало! Как будут складываться отношения родителей и сына дальше? Смогут ли они понять друг друга?
В-третьих, как мне кажется, самое важное, чему учит эта книга — преданности. Причём, преданность как свойство человека проявляется в романе в разных сюжетных линиях. Это и преданность Тамар брату, её желание во что бы то ни стало, любой ценой, с риском для жизни, вырвать брата из наркотической зависимости, вернуть его домой. Это преданность Носорога, друга сестры Асафа Релли, семье подростка, даже тогда, когда Релли бросила его, уехала в другую страну. Именно с ним Асаф может поделиться тем, о чём не рассказывает никому, именно Носорог сыграет ключевую роль в аресте главаря городской мафии — в момент, когда кажется, что игра главных героев проиграна. Это преданность монашки Теодоры своей идее заточения, на которую её обрекли соплеменники. Преданность, как она считала, ради тех, кого нет уже в живых. Преданность, которой она поступится тогда, когда поймёт, что надо думать о живых, а не о мёртвых. Это разные стороны преданности в личности Асафа. Преданность Асафа другу-однокласснику, которая стала зависимостью, из которой он рад бы выбраться, его она тяготит, но не всё оказывается так просто. Преданность Асафа Тамар — даже тогда, когда он с ней ещё не знаком, крепнущая с каждым мгновением и вылившаяся в самопожертвование в дни ломок у Шая, которые Асаф проведёт вместе с Тамар.
В-четвёртых, для меня не всё так однозначно и с городской мафией, куда должна попасть Тамар, чтобы вызволить Шая. Можно долго рассуждать о ценностях личной свободы, о тех преступных деяниях, которые были на счету главаря Пейсаха и его прихлебателей (пока талантливые мальчики и девочки , удерживаемые мафией, исполняли свои номера на улицах израильских городов, верные псы Пейсаха умудрялись обворовывать прохожих, ослабивших контроль под воздействием силы искусства; а чего стоят двойные стандарты по отношению к наркотикам: вроде бы и нельзя, но некоторых подсаживали специально). Но порой я смотрела на эту творческую "коммуну", созданную Пейсахом, совсем с другой стороны. Большинство подростков — либо из неблагополучных семей, либо с очень тяжёлыми взаимоотношениями с родителями. Но при этом, все они — очень талантливы. Мафия давала им кров, еду, а также уникальный опыт работы с публикой на улицах, где они могли проявить свой талант, совершенствоваться в исполнении. Они получали публику, её признание — то есть, в какой-то мере то, к чему они стремились. Понимаю, что рассуждаю аморально. Но там, где безмолвствует государство и равнодушна семья, всегда найдётся такой вот Пейсах. Не случайно мало кто из обитателей дома протестовал против сложившегося порядка: значит, он устраивал их куда больше, чем их прежняя жизнь.
Вот как-то так. Книга отличная. Не такая слезливая, как другие, вышедшие в этой серии. Более жесткая, местами жестокая. Но это жизнь. Она бывает и в таких проявлениях.
5. Роб//ерт Кор//мье. Шокол//адная вой//на Единственная книга, над которой не плакала. Единственные сильные эмоции, которые вызвало у меня это произведение — это эмоции возмущения. Причём, возмущало меня всё. Безумная жестокость подростков на протяжении всей книги. Равнодушие учителей ко всему происходящему, точнее, даже не равнодушие — молчаливое согласие со всем происходящим. Постоянное упоминание по ходу сюжета про онанизм — я не ханжа, но как-то не увидела особой необходимости в таких вот описаниях. Безысходность во всём без какой-то надежды на то, что в финале добро победит зло. В конце концов, бедный, примитивный язык автора (или переводчика).
Однако, несмотря на это, не могу отрицать, что книга поднимает очень важные проблемы школы, о которых у нас не всегда принято говорить.
Проблема первая. Разрыв между имиджем школы в глазах местного сообщества и реальным положением вещей. Частная католическая школа, в которой происходят описываемые события, на хорошем счету, считается, что обучение в ней является отличной основой для поступления в колледж. Однако, я не увидела ни в одном из описываемых в книге героев-учителей ни желания, ни умения соответствовать этим ожиданиям. Один озабочен собственным статусом и его возможным повышением, второй психически неуравновешен, третий настолько "умён", что подыгрывает классу в его стремлении сорвать урок нарушениями дисциплины...
Проблема вторая. В общем-то, она — продолжение первой. Закрытость, почти кастовость учительской корпорации, та власть, которой обладает (или не обладает) учитель, когда звенит звонок, и дверь в кабинете закрывается. Что происходит за закрытыми дверьми, знает только учитель и класс. Кому будет больше доверия, случись какое-то противоречие? То-то же... Сама со своей дочерью сталкивалась с такой ситуацией.
Проблема третья. Противоречие между потребностью подростков в организованности, авторитете и неспособностью образовательного учреждения эту потребность удовлетворить. Школьная организация кажется подросткам анахронизмом, а поиск авторитетов среди учителей — смешным. Подросток не может уважать несовременного, не успешного человека, а много ли вы видели современный и успешных людей среди учителей? В итоге — ненависть к школе и презрение к учителям. И — попытки удовлетворить эту потребность, найдя организованность и авторитетов в своей среде. А то, что эти организации и авторитеты асоциальны с точки зрения общечеловеческих ценностей — дело десятое. В школе действует тайная организация Стражей, на существование которой учителя не только закрывают глаза, но и пытаются порой решить с её помощью какие-то свои проблемы, расписываясь в собственном бессилии.
Проблема четвёртая. Конформизм подростков и реакция на девиантное, с их точки зрения, поведение. Отказ главного героя продавать конфеты вместе со всеми учащимися школы был, в общем-то, не сильно мотивирован. Первоначально герой выполнял задание Стражей, а потом стал следовать каким-то принципам, содержание которых он и сам-то даже осознать не может, не то что объяснить. Что это: попытка поиска индивидуальности, борьба за личную свободу, бунт против системы? Однако, если сам герой до конца не понимает мотивов своего поведения, то школьное сообщество — тем более. И использует доступную ему меру социального контроля — насилие. Сначала психологическое, а затем и физическое. В финале книги избитый герой пытается донести до своего друга не идти против системы, быть таким, как все. Что движет им: сила группового давления? Страх? Измученность этой войной? Меня в большей степени волнует даже не его физическое состояние, а то, что будет с подростком, когда он оправится от полученных травм. Какой взрослый из него получится? Сломленный и подавленный? Агрессивный и озлобленный? Трагичность повествования не оставляет надежды на то, что он сможет после случившийся с ним истории сохранить свою индивидуальность.
В прошлой закупке купила новинку серии - "Пик", но пока ещё не прочитала.
|