Елена, я из лички пришла еще и сюда. На семинар по детям собираюсь обязательно, после тренинга по общению, но, может быть, можно уже сейчас с Вашей помощью как-то повлиять на следующую ситуацию.
Дочери - 10 лет, учится в 4 классе. Но развитие (физическое, по крайней мере) немного ускоренное, очень заметно уже проявились вторичные половые признаки (мне почему-то кажется, что это важно).
Понимаю, что девочка выросла из пеленок и пытается отвоевывать самостоятельность и личное пространство. С самостоятельностью у нас не очень - точнее, с её предоставлением со стороны взрослых. Так как дочь после школы нужно каждый день возить на английский или в музыкальную школу, а одну её я, естественно, не отпущу, то каждый день из школы её встречает бабушка (моя мама). Дома кормит, водит по занятиям и еще делает с ней уроки (не все, но большинство), вечером бабушка уезжает домой. И вот стала она мне жаловаться, что стало ей очень трудно с дочерью моей справляться. На всё следует сопротивление. Она спорит по каждому буквально поводу. В отношении меня - такая же картина, но в меньшей степени, так как я лишь иногда помогаю делать то, с чем они не успели или не справились. Самое обидное, что на споры - надо писать такую форму или другую, надо расписывать полностью примеры или не надо и т.д. - уходит просто уйма времени. Уроки можно делать по 3-4 часа. Устают обе стороны. При этом точно проверено, когда мы не тратим времени на споры - мы за час можем сделать все предметы, так как ребенок соображает-то и учится хорошо.
Сейчас 3 четверть, уже чувствуется усталость, да и приближение весны добавляет, но бабушка жалуется мне уже просто каждый день. Ей стало тяжело спорить по каждому поводу каждый божий день.
При этом Движение Сопротивления касается не только учебы, но уже и всех остальных сфер. Зубы чистить на ночь, идти в душ - спорим, хотя знает, что всё равно я не отступлюсь. Но спорит и потом идет. Музыкой заниматься - спорим, потом играем. И так во всем.
Что происходит? Как избежать этих сопротивлений со стороны ребенка? Как помочь?
GalinkaD, Здравствуйте! Конечно, Вы правы, ускоренно развитие играет здесь свою роль. И немалую.
Считается, что нижняя граница подросткового возраста 10-11 лет. Т.е., гормональные перестройки в организме уже начались у Вашей дочки. А значит, она не просто «выросла из пелёнок», она начала «вырастать из детства».
Я напишу, из-за чего может происходить такой протест, а Вы уже посмотрите, что больше подходит к Вашему случаю.
1. Самая главная и большая потребность любого подростка –
ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ И В ПРИЗНАНИИ ЕГО ВЗРОСЛЕНИЯ. Как уважать своего ребёнка – это вопрос очень и очень щекотливый. Если подростку задать его (при условии, что ребёнок доверяет), то можно услышать такие ответы, которые взрослого просто удивят! Проверьте, не нарушена ли эта важнейшая потребность. Для этого нужно просто поговорить)))
2.
Признание взрослости. А точнее – начинающего взросления. Что для ребёнка значит быть взрослым? Взрослый, это тот, кто самостоятельно может принимать решения и нести ответственность за эти решения, и за свои поступки в том числе. Именно об этом и стоит поговорить со своей девочкой.
3.
Нередко подростки «бунтуют» из-за отсутствия самостоятельных сфер в их жизни. Самостоятельность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть в жизни любого ребёнка (а подростка уж тем более), но с некоторыми ограничениями. Очень жаль, что Вас не было на семинаре о воспитании детей … Там я рисовала схему, которая помогает распределить сферы жизнедеятельности ребёнка на полностью самостоятельные и самостоятельные с ограничениями. В письме, к сожалению, эту схему нарисовать не смогу.
Я не знаю, как на самом деле обстоят дела… Но, если обращаться к письму, то вполне возможно, что девочка начала бунтовать из-за отсутствия этих сфер самостоятельности. Бабушка встречает со школы, бабушка и кормит, и уроки проверяет, и по занятиям возит… Респект такой бабушке! (Многие наши форумчанки говорят о том, что бабушки вообще не хотят даже просто посидеть с детьми) Конечно же, она устала. А если ещё все это сопровождается спорами… тогда тем более!
Детям в этом возрасте важно, чтобы они могли что-то делать сами. Без мамы, папы, дедушки или бабушки, а только сами. Пусть не совсем правильно, не совсем до конца, не совсем умело, но САМА.
В жизни каждого ребёнка наступает такое время, когда ему необходимо потихоньку становиться автономным. Начинается это с маленьких дел: сам сделал уроки, а родители только проверили; сам сходил (съездил) на тренировку или другие занятия; сам разогрел себе еду, и т.д. С каких-то небольших дел.
Освоение ребёнком транспорта начинается с 8-9 лет. Попробуйте отправить девочку самостоятельно, а на нужной остановке её встретить. Это уже большой шаг! Пройдёт некоторое время, и ребёнок уже не захочет, чтобы его хоть кто-то встречал-провожал.
4.
Нередко такой протест-бунт начинается тогда, когда родитель разговаривает с ребёнком в приказном тоне. Дети очень чувствительны к интонации. А подростки – тем более. Очень важно, чтобы тон, с которым взрослые обращаются к ребёнку – не важно, по какой причине, просят что-то или настаивают на чём то – был скорее дружеско-разъяснительным, чем повелительным. Повелительный тон подростки не переносят вообще. Так же, впрочем, как и крик.
5.
Наличие свободного времени. Это тоже очень важный параметр жизни подростка. В моей практике очень часто встречаются семьи, в которых дети, помимо основной учёбы, постоянно заняты каким-то развитием: доп. Занятия, тренировки, секции, кружки. Посмотрите, есть ли в её жизни время для общения с друзьями и просто ничегонеделания? Такое время обязательно должно быть.
6.
Доверительные отношения с родителями. Очень и очень важно для всех детей. Для подростков – особенно. Если таковых не существует, подросток замыкается, перестаёт делиться своими переживаниями, становится угрюмым.
Присмотритесь повнимательнее, возможно, какой-нибудь из этих пунктов «хромает». Будет совсем непонятно – приходите на встречу. Впрочем, если Вы идёте на коммуникативный тренинг, там найдутся ответы на большинство вопросов, касающихся общения.
Любви и радости Вам в отношениях со своей дочкой! И, до встречи! :рай: