Золотая пуговка,помоги!!! Старший сын пошел в первый класс, мотивации совсем нет к обучению! Невнимательность, лень!!! Что бы не попросила сделать (уроки или помочь по дому) на все 1000 вопросов, отговорок!!! То устал, то не услышал....((( срываюсь все чаще и чаще, даже начала сомневаться в своей адекватности!!! Деланье уроков так вообще смерти подобно!!! Звездный экран не работает, либо он вырос из него, либо я что то не так делаю((((Истерики с его стороны нет, он просто уходит и не обращает на меня внимания!!!Как понять это я много требую, или он великий НЕХОЧУХ???
AnutkaВ,Аня, здравствуй! Чувствую, эмоции захлестнули тебя… ;)
Эх… давай разбираться вместе и последовательно – что происходит с дитём.
1. «…мотивации совсем нет к обучению...» - у этого явления может быть целый ряд причин:
Не нравится учитель. Слишком строгий или несправедливый, ругающийся и т.д.. – что то «не складывается» с учителем.
Не нравится атмосфера в классе: нет друзей или нет того статуса в классе, который хотелось бы иметь, или конфликты с кем то из детей и т.д. – что то «не складывается» с детьми в классе.
Не понимает то, что преподают. Т.е. стиль «объяснения программы» данным учителем совсем не подходит ребёнку (не интересно, скучно, нудно или попросту непонятно).
Может быть и такое, что ребёнок «Не тянет» программу, она для него слишком сложна. Тогда мотив к обучению резко падает, т.к. в связи с «неуспехом» сильно падает самооценка. (она в начальной школе очень зависит от успеваемости и статуса в классе)
Завышенные ожидания самих родителей к ребёнку. Ожидания о том, как он «сильно должен хотеть учиться». И, как следствие завышенных ожиданий – завышенные требования к обучению, желанию, старанию и т.д., вызывающие ругань, критику и общий гнев родителей.
Одним словом – с ребёнком происходит что-то такое, из-за чего «желание учиться» начинает страдать. Здесь необходимо разбираться – ЧТО ИМЕННО ПРОИСХОДИТ? :не знаю:
Ведь есть какая то причина, по которой учёба превратилась из интересного и увлекательного занятия в «Дамоклов Меч». Очень важно найти причину, иначе, ребёнку не останется ничего больше, как начать изворачиваться, придумывая самые разные способы. Поверь, в этой «схватке», как правило, выигрывает ребёнок, а не родители, т.к. детские способы «выживания» могут быть самыми разнообразными. Родитель может так «биться» весь период детства, и бесполезно…
2. «…Невнимательность, лень..» - невнимательностью в наше время страдает» почти каждый ребёнок. Намеренно ставлю в скобки слово «страдает», т.к. родители очень часто ждут от ребёнка «взрослого- разумного-серьёзного-внимательного- школьного обучения». Что для детской психики совершенно (!) невозможно. Т.е. то, что ждут (и часто требуют) родители от ребёнка, по возрасту ему пока недоступно :crazy2:. А посему можно и злиться, и кричать :tickedoff:, и даже наказывать… :knuppel2: но толку не будет… Всё равно, что ругать новорожденного за то, что он не может ходить или говорить... То, как воспринимают слово «внимательность» взрослые, ребёнку, как опция, НЕ ДОСТУПНО! Объем активного внимания пока ещё недостаточно высок. Это важно понимать…
Предлагаю снять ожидания. Иначе конфликт в ДРО неизбежен. :ой ой:
Лень… отдельная категория. Очень часто «ленью» родители называют то, что таковой и не является!
Это – может быть родительская ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, основанная на проецировании нежелательного качества на ребёнка (открывай семинар о детях, я там об этом точно рассказывала. Почитай, вспомни…).
Либо же так же «недоступная опция», которая считывается как «лень».
Например: родитель требует с ребёнка 100% серьёзного отношения к обучению: самостоятельности в выполнении ДЗ. Однако, в понимании ребёнка ДЗ выполнено идеально. По результатам проверки – сделано только 30-40%. Для ребёнка – он «серьёзно» отнёсся к ДЗ. Для взрослого – поленился. (Слово «серьёзно» в понимании взрослого и ребёнка сильно различается)
Так же это может быть скрытая форма сопротивления. В «открытую» ребёнок боится сопротивляться, и поэтому делает это в скрытой форме. Тогда, это вопрос напрямую к родителям: что то такое происходит между родителем и ребёнком, что заставляет дитёнка «замыкаться» и скрыто протестовать. :не знаю:
Побудь с этим вопросом. Возможно, много ответов придёт к тебе.
3. «…Что бы не попросила сделать (уроки или помочь по дому) на все 1000 вопросов, отговорок!!! То устал, то не услышал..» - это и есть «скрытая форма сопротивления» - оттягивание выполнения задания под любыми предлогами. Очень часто так бывает при строгом воспитании и вербальном наказании ребёнка (критика, крик). Понаблюдай внимательно – есть ли такое воздействие на мальчика? Если есть, то причина сопротивления вполне может лежать именно здесь.
4. «…Деланье уроков так вообще смерти подобно!..» - см. в раздел выше. Это вопрос завышенных ожиданий к ребёнку. И вспоминай семинар о детях. Ребёнка необходимо УЧИТЬ УЧИТЬСЯ! Спокойно, последовательно объясняя – что и как делать. И для этого необходимо ВРЕМЯ. Не месяц-два-полгода, а первый год-два точно. Кому то и больше.
Это нам, взрослым, кажется – ну что тут непонятного? Я же объяснил уже 150 раз… Однако ж, ребёнку необходимо время, чтобы разобраться во всем этом…. И для него это РЕАЛЬНО НЕПОНЯТНО. Да ещё и родители ругаются…. Тогда становится ещё и страшно… даже браться за ДЗ. :shock:
5. «…Звездный экран не работает, либо он вырос из него, либо я что то не так делаю…» - может вырос уже из него. Может, он ему надоел…. А может, превратился в «Дамоклов меч». Эту методику (вспоминай семинар о детях), необходимо применять очень и очень аккуратно.
Попробуй поменять мотивацию наколенных звёздочек на более взрослую. Возможно, его это снова вдохновит. А возможно, уже нет.
6. «…Истерики с его стороны нет, он просто уходит и не обращает на меня внимания…» - это уже «маячок». Не хочу пугать, но нехороший маячок… :sad:
Если эта модель поведения – реакция на крик, то эта модель означает «способ сохранить себя через молчание и игнорирование». Будет грустно, если она закрепится в черту характера. Тогда «достучаться» будет невозможно, ни маме сейчас, ни жене впоследствии.
Искренне не рекомендую закреплять эту модель.
Теперь о том, что же можно сделать: 1.
Снять ожидания! И вспомнить о том, что ребёнок не может мыслить и воспринимать серьёзность положения по-взрослому. В силу незрелости некоторых структур Головного Мозга и психики.
К тому же, мальчики вообще склонны больше «филонить» и уклоняться от обязанностей, чем девочки. Это сильно заметно на примерах многих семей. СтОит жене взять максимум ответственности и домашних обязанностей на себя… отдать их потом… поделить… как то облегчить себе …. Становиться невероятно трудно.
Так же, в меньшей степени, чем девочки, они хотят «быть отличниками… примерными учениками… чтобы не огорчать маму… и т.п. в этом духе». Т.е., для них это нормально))) Как раз то, что мамы обычно и не переносят))) :смеется:
2.
Спокойно отнестись к тому, что ребёнок «не доделывает» уроки на 100%, а делает их только на 40-50%. Спокойно проверяй и показывай, где недоделано. Перед этим попроси его проверить и найти то, что «было упущено, пропущено, незамечено».
Попробуй «посоревноваться» с ним, на предмет «Кто быстрее найдёт то, что было пропущено и не сделано. Абсолютно нечаянно, конечно же)))». Тогда, в силу соревновательного духа, дитёныш будет усердствовать.
3.
Попробуй вывести его на разговор о том «Что происходит в школе»: Нравится ему там или нет? Что нравится, а что нет? Как у него складываются отношения с учителем, с детьми в классе? Понимает ли он школьную программу?
Если мальчик откроется и начнёт рассказывать – спокойно выслушай! Без комментариев и упрёков или критики. Тогда тебе станет понятно – что конкретно случилось с мотивацией.
Если же в ответ услышишь «не знаю… ничего… всё нормально…» - излюбленные детские способы уходить от разговора, то порекомендую сходить к детскому психологу. Специалист поможет разобраться. Тогда тебе точно будет понятно - Что происходит? Без ответа на этот вопрос, невозможно понять - Что делать?
4.
Учи ребёнка РАЗГОВАРИВАТЬ и ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Это непростое умение, но очень важное в семейной жизни. И в ДРО в том числе.
Например: Давай договоримся о том, что, пока я делаю … то-то…, ты делаешь уроки, а потом мы вместе будем… гулять… играть… рисовать…. готовить ужин…. И т.д.
Сразу же делай скидку на то, что понятие «договорились» у ребёнка и взрослого будут сильно отличаться. Похвали за то, что он выполнил свою часть договора, сказав о том, что «Ты сделал максимально возможное для тебя. Ты - просто молодец! Давай договоримся о том, что, в следующий раз ты не забудешь ещё вот об этом…». (Забудет, конечно, это надо понимать. Но ты можешь вернуться к этой договорённости, сказав ребёнку «А помнишь, мы с тобой договорились…») Похвала сильно мотивирует. Намного сильнее, чем критика. Тогда шансы на то, что одобряемое поведение будет повторяться, сильно возрастают. :mrgreen:
5.
На «забытую» просьбу о помощи порекомендую не полениться повторить её (пусть даже несколько раз) и добавить при этом: «Сделай это, пожалуйста, для меня. Мне очень-очень нужна твоя помощь…. Без тебя не справляюсь». И обязательно поблагодарить потом, сделав акцент на том, что «без тебя никак…»
6. И, последнее:
не попадайся на любимую детскую уловку «я устал… хочу отдохнуть… после уроков…» . Дети обладают огромным энергетическим потенциалом. Поэтому, пока они идут из школы, пока переодеваются и обедают, придя домой, они успевают отдыхать вполне. А значит, вполне способны сразу же сесть за уроки!
И, напротив, стоит ребёнку «поотдыхать» (посмотреть мультфильм, или поиграть в комп. (что ещё хуже)), настрой на уроки уходит напрочь.
Заведите с ним такое правило: Сделал дело – гуляй смело! Сначала – обед, потом – ДЗ, и лишь потом – отдыхать. Иначе, к 5-6 часам вечера, учебный потенциал начинает снижаться, и там уж ребёнок откровенно «тупит», чем страшно выводит из себя своих родителей.
Вот такой, Аня, будет ответ для тебя) Удачи тебе и сыночку!