Золотая пуговка, добрый вечер. Подскажите как лучше себя вести с ребенком, который категорически отказывается делать уроки, сил уже нет никаких и это мы еще в садике. Что будет на следующий год даже представить страшно.
Ходим в подготовишку и там задают немного, первое время делал, а сейчас нет и все. Шантаж не действует, подкуп тоже)) ребенок очень упертый, ни по хорошему, ни по плохому не получается на него воздействовать. Пускать на самотек тоже страшно((
Семицветик, такая реакция ребёнка - "....категорически отказывается делать уроки..." - неслучайное явление. И возникает она не просто так. Точно не потому, что ребёнок "упёртый". Он и упирается тоже по какой то причине.
Я напишу ряд причин, по которым дети таким образом проявляют себя. А Вы, прочтя, точно поймёте, какая именно относится к Вашему случаю:
1. Слишком раннее начало обучения в подготовишке.
Часто встречаю мам, которые, спеша побыстрее начать учить своего ребёнка, торопятся, и отдают детей в разные подготовительные школы с 4, или 5 лет. Учебной мотивации в этом возрасте просто нет (в силу особенностей психики в этом возрасте). Соответственно, учиться "по серьёзному" в этот период детства, ребёнок не заинтересован совсем.
Очень часто родители называют это явление "ленью". Однако, это не так. Скорее - неготовность "быть взрослым" в той мере, которую ожидают от него. К началу реального начало обучения (7 лет), ребёнок уже не хочет никакой учёбы.
2. Отсутствие игровой формы во время выполнения домашних заданий.
Все учебные занятия в подготовишках построены в игровой форме. Игра - это самая важная деятельность ребёнка, через которую он познаёт жизнь. В возрасте от 3 до 7 лет - игра остаётся основной деятельностью, которая интересна детской психике.
Если же домашние задания выполняются не в игровой форме (как это делают с ними на уроках), а в самой что ни на есть "серьёзной" (взрослой), то ребёнку это тяжело, нудно, неинтересно. Соответственно, и реакция может быть протестной.
3. Критика, брань, крик, ругань или наказания ребёнка во время выполнения домашних заданий.
Превращает учёбу в "Дамоклов меч". Тогда в сознании ребёнка формируется чёткая связь "Учёба - это наказание". А, поскольку наказаний дети очень уж боятся, то, и от учёбы будут отмахиваться разными способами, лишь бы не встречаться с руганью, оскорблениями и т.д
4. Завышенные ожидания самих родителей о том, что ребёнок "Точно должен хотеть учиться и делать уроки должен очень быстро".
Дети, зачастую, любят быть на уроках, слушать учителя. Однако, очень не любят делать домашнее задание. И делают его долго. Хотя на самом деле могут сделать быстро. Это происходит у всех детей, за очень редким исключением...
5. Отсутствие эмоционального контакта между ребёнком и мамой.
Нередко бывает так, что физический контакт между мамой и ребёнком есть (совместная деятельность, обнимашки-целовашки, прогулки), а эмоциональный контакт при этом, всё же отсутствует.
Когда такого обоюдного "тепла" нет, это сильно сказывается на качестве обучения. Соответственно, и на выполнении домашних заданий. Тогда ребёнок может не конфронтировать в открытую, а просто молчать и не делать.
Поанализируте, какой из пунктов подходит именно Вам. И, попробуйте сделать сами некоторые шажочки.
Если это п.1, то... "сбавляйте скорость" по интенсивности обучения и выполнению домашних заданий.
Если п.2, то постройте выполнение дом. заданий в игровой форме. Например: рядом может сидеть любимая игрушка, которая "будет слушать и смотреть и тоже учиться (!)" как ребёнок делает уроки. "Научи его тоже... Он ведь не знает как делать уроки... Увидит, как ты делаешь, и тоже так же будет"
Или же так: "Давай, сейчас вот это сделаем, и папе (бабушке) покажем как получилось". А папа (или бабушка) должны обязательно похвалить!
Если это п.3., то... всю "коммуникативную нечисть" в виде крика, брани и ругани, а так же критики (особенно её!), необходимо убрать! Такими "мотивациями" качество обучения не улучшить! Напротив - только хуже будет.
Только поддержка, похвала, и позитивные высказывания. Например: вместо "опять каракули нарисовал", сказать: "Смотри, сегодня получилось лучше, чем вчера".
Если п.4., то снимите ожидания о том, что ребёнок будет "горы сворачивать" в учёбе, и поражать всех своими успехами, будет рваться участвовать в олимпиадах, хотеть "быть первым", всегда тянуть руку, и первым бежать делать домашние задания...и т.д.
Именно таких детей я, в принципе, не встречала))) Есть, конечно, дети, которые сами (именно сами!) хотят участвовать в олимпиадах и конкурсах, побеждать во что бы то ни стало, быть всегда первыми... Но, их, поистине (по настоящему желающих), очень немного в этом мире... либо это стремление - ни что иное, как желание "заслужить любовь и одобрение родителя". Либо это просто желание мамы и папы, которые сидят рядом, настаивают, контролируют, ругают и т.д. Дитёнышу ничего не остаётся, как участвовать, делать, решать...
Всегда говорю в этом случае "Чем быстрее Вы поймёте, что нет идеальных детей, тем быстрее Ваши дети поймут, что нет идеальных родителей". это факт.
Если это п.5., то здесь необходимо просто призадуматься и понаблюдать за Вашими отношениями. есть ли любовь к ребёнку именно душой, сердцем, а не головой? Есть ли тепло внутри, в груди, когда Вы сморите на него, обнимаете его? Есть ли ощущение того, что контакт между мамой и ребёнком намного важнее, чем всё остальное? И уж тем более, важнее выученные уроков (тем более в подготовишке)
Есть ли совместное времяпровождение? Обнимашки? Целовашки? Такие слова в обиходе как "Я люблю тебя... Как хорошо, что ты у нас есть... ты у меня такой умничка... ты у меня со всем справишься..." и т.д.
Если вдруг Вы обнаружите, что такого нет, то срочно заводите)))
Как то так... точно скажу, что дети хотят учиться только тогда, когда родители "не наседают", а заинтересовывают ребёнка, недоговаривая самое интересное. так, чтобы у детей был мотив узнать самому, прочитать, исследовать... В этом случае от учёбы дети не устают)))
Удачи Вам)