Золотая пуговка, прошу Вашего совета.
Дочери 13 лет, абсолютно ничего не хочет и ничем не интересуется. Ничего не делает. Даже чай себе сделать лень и помыть за собой посуду. Если ей что-то нужно. Даже просто захотелось мороженое, то она говорит: "Мам, ты не хочешь сбегать до магазина?" Раньше я бежала, сейчас устала и говорю, чтобы сходила сама. В ответ лишь упреки, что не нужна она, значит, мне... Постоянно меняла секции и в том году окончательно бросила все, мотивировав это тем, что ей скучно и неинтересно. Предлагаю любую, что понравится, но ей ничего не хочется. До 7 класса делала все уроки вместе с ней. Понимаю, что надо было раньше приучать к самостоятельности. Но так вышло: все время было ее жаль (у нее не сложились отношения с отчимом, также появление на свет брата и сестры), хотелось компенсировать как-то своей помощью и гиперопекой. С этого года сказала ей, что она должна делать уроки сама, а если что-то не понимает- обращается ко мне. Итог - она вообще перестала делать уроки и целыми днями сидит в ВК через телефон. Все на работе до вечера. Уговоры по-доброму про значимость и важность учебы не действуют. Вечером, когда спрашиваю про уроки-говорит, что все сделала и чтобы отстали от нее. А когда время 22ч и все ложатся спать, то нужно срочно ей помочь, иначе она не пойдет в школу. Бегу делать реферат, английский за нее, а она в телефоне сидит параллельно. Если этого не делаю, идет с невыполненными заданиями. Сказала, что буду забирать телефон вечером, пока не сделает уроки. В ответ лишь: "Суицидну, сброшусь, вскроюсь" и т.п. На той неделе вообще не пошла в школу, потому что решила так сама. Тот года закончила без троек, в этом триместре намечается около половины троек или даже больше. Да, ладно, если бы она пыталась учиться, но не была способной, а она ведь совсем даже не пытается. Говорит, что не видит смысла в учебе. Всем стала хамить вокруг в открытую. Говорю, что люблю ее и хочу, чтобы ей в жизни было лучше, чтобы она что-то умела, знала. Но ничего не действует. Наверное, скоро наметится побег из дома... только не знаю, совершенный мною или ею. Шучу, конечно) Сумбурно написала. Но сил уже действительно нет. Заранее благодарю.
Сердючка,Здравствуйте! Попробую быть последовательной в своём ответе. Вопрос, действительно непростой. И дело здесь не только в особенностях подросткового возраста.
Для начала немного покомментирую:
1. «…Дочери 13 лет, абсолютно ничего не хочет и ничем не интересуется…» - это естественно для подросткового периода. В этом возрасте и психика и мышление, да и собственно весь организм претерпевает огромные изменения (и мотивационная сфера, отвечающая за все «хотения» - тоже)! И «ничегонехотение» в этот период жизни ребёнка – естественное следствие огромных внутренних перемен.
Это пройдёт. Особенно, если родители будут достаточно мудрыми, взрослыми и не наседать и не «продавливать» ребёнка за его «ничегонехотение». А давали время для того, чтобы определиться с новыми, уже не детскими, «хотелками» для себя.
Опять же, если на новые «хотелки» родители ставят запрет, считая это бездельем или глупостью или ещё чем то, то, ожидать того, что ребёнок придумает для себя новое желание, которое понравится и его родителю тоже, точно не стоит. Не придумает. Напротив, замкнётся в себе и постарается забыть о том, что хотел; или же будет придумывать для себя способы того, «при каких таких обстоятельствах можно так, как ему сейчас нельзя». Обычно дети придумывают, т.е. находят такие обстоятельства :coolsmiley:)))
2. «…Если ей что-то нужно. Даже просто захотелось мороженое, то она говорит: "Мам, ты не хочешь сбегать до магазина?"…» - здесь мне хочется повернуть Ваш взгляд немного от дочери, в сторону себя. Задайте себе вопрос (и дайте себе, только честный, ответ! Он же только для Вас):
Как Вы чувствуете, думаете, или считаете, в Вашей паре «мама-дочка», кто старший? А кто главный? :не знаю:
По каким признакам Вы это понимаете?
И, если ответ будет таким «Не я, это точно», то следующий вопрос:
Как так получилось, что, мама, будучи старшей по возрасту, взрослой и ответственной, вдруг слышит от собственного ребёнка «Мама, сбегай до магазина за мороженым для меня»? Как, каким образом Вы к этому пришли?
Только прошу Вас давать себе честные ответы. Иначе ситуацию не разрешить. Да даже и не увидеть её в объёме.
3. «…Раньше я бежала…» - это называется НАРУШЕНИЕМ ИЕРАРХИИ. Тогда у ребёнка складывается очень чёткое ощущение того, что родитель живёт для того, чтобы «быть на службе» у ребёнка и удовлетворять все его потребности. И никак по другому. О том, что у родителя может быть (и должна быть) своя жизнь, увлечения, интересы – в детским сознании, в этом случае, не может быть и речи. Отсюда и п.4:
4. «…сейчас устала и говорю, чтобы сходила сама. В ответ лишь упреки, что не нужна она, значит, мне...» - это естественное следствие нарушения иерархии.
«Спустить» ребёнка обратно, на своё, детское место, невероятно трудно! В подростковом возрасте всё усугубляется особенностями возраста. И делать это ещё сложнее.
5.Вот эти фразы: «…Предлагаю любую, что понравится… до 7 класса делала все уроки вместе с ней… все время было ее жаль… хотелось компенсировать как-то своей помощью и гиперопекой…» - они о многом говорят. Как раз о том, что было очень много излишней опеки, и ребёнок «не вырос». А значит, до сих пор считает, что её счастье и жизненное благополучие – это результат именно Ваших, а не её, стараний.
В её сознании может быть такое, что именно Вы отвечаете за всё, что происходит в её жизни, но никак не она сама. Т.е. ребёнок отвечать за себя, скорее всего, не приучен. Могу сейчас сильно ошибаться… но так показалось из Вашего письма.
6.Отсюда и то, что Вы пишете дальше. Оно вполне логично: «…она вообще перестала делать уроки и целыми днями сидит в ВК через телефон… Уговоры по-доброму про значимость и важность учебы не действуют… Вечером, когда спрашиваю про уроки-говорит, что все сделала и чтобы отстали от нее….».
Если так получилось, что всегда всё делалось за неё и вместо неё… умения и понимания того, что она в чём-то ответственна, в таком случае, не формируется. И в голове, соответственно, такое знание может не жить.
7.«…Бегу делать реферат, английский за нее, а она в телефоне сидит параллельно…» - тогда задам Вам вопрос: Чему помогаете оставаться? Что не произойдёт до тех пор, пока Вы не перестанете это делать?
8.«… В ответ лишь: "Суицидну, сброшусь, вскроюсь" и т.п…» - здесь пока не понятно – угроза в действительности, или манипуляция. Может быть и то и другое.
Одно лишь точно могу сказать – эмоциональный контакт между дочкой и мамой, к сожалению, потерян… Когда контакт есть… дети так не говорят. Я не знаю, как давно это случилось… но угрозы суицида – как раз и есть показатель потерянной эмоциональной связи. И рекомендую быть начеку…
9. «…Говорит, что не видит смысла в учебе…» - это, в целом, про особенности подросткового возраста. Так говорят почти все подростки (за редким-редким исключением)
10. «…Всем стала хамить вокруг в открытую…» - так происходит в тех случаях, когда с детьми грубо обращаются (коммуникативно, морально или физически). Тогда они хамят, чтобы «защитить себя заранее».
При нарушенной иерархии, хамство усилится, т.к. нет значимости самого статуса «взрослый».
Это небольшая «раскладка» ситуации. Надеюсь, Вам станет чуть более понятно – что происходит и почему именно так?
Теперь о том, что можно и нужно сделать:1. Искренне порекомендую Вам обратиться за помощью к семейному психологу. Такому, который может и с подростками работать, и с их родителями (по отдельности), а так же вести «совместные приёмы» (мама-ребёнок).
Ситуация сложная, затянутая во времени, и на уровне советов «сделайте так-то и так-то, и всё наладится», разрешить её невозможно. Без ложных иллюзий!
Я, конечно, ниже напишу рекомендации о том – куда смотреть и что можно сделать, но… здесь нужна полноценная длительная работа под присмотром специалиста.
Причина проста: девочка в подростковом возрасте, контакт утерян, иерархия нарушена, в обиходе есть слова о суициде. Я бы не рекомендовала пускать всё на самотёк. Подростки – создания отчаянные. :crazy2: Под влиянием гормональных перемен и повышенной эмоциональности и чувствительности, способны на многое. :knuppel2:
2. Понаблюдайте за собой. Много ли времени Вы проводите с дочкой? Общаетесь ли, разговариваете ли по душам?
Или приоритеты расставлены как то по-другому? (Например: работа, дом, готовка, младшие дети, и т.д.). Тогда, где в этой приоритетной лестнице находится Ваша дочь-подросток?
Понаблюдайте за собой, поразмышляйте на эту тему.
3. Понаблюдайте за собой – а точнее за тем, как именно выстаиваются коммуникации между Вами? Имеют ли место крики и брань? Критика ребёнка? Какие то «угрозы» в её адрес?
Если есть, то рекомендую Вам расстаться с сей «коммуникативной нечистью». Кроме как испортить отношения, такие способы общения, ничем не помогут.
4.Общается ли Ваша дочка со своим папой? Если общается, и в общении всё хорошо – это здорово! Если не общается, но общение может состояться…. То лучше бы, чтобы оно было.
Когда родители расстаются, очень важно, чтобы папа у детей оставался! Исключение – опасность оставлять их наедине (папа-алкоголик или наркоман или очень агрессивен по отношению к дитю)
5.Порекомендую Вам выделять время для того, чтобы побыть «единственной» для своей дочери. Хотя бы раз в месяц. Так, чтобы Вы вместе с ней могли пойти куда то: в кино или в кафе и просто поболтать, посмеяться и т.д.
6.Если в воспитании присутствуют физические наказания, рекомендую их исключить. Это лишь усугубит ситуацию, но не поможет её исправить…
7. Возвращайте потихонечку детку на «детское место» в семье. Такие разговоры как «Мама, сбегай за мороженым в магазин» из уст ребёнка недопустимы!
Для этого важно самому быть очень сильным и спокойным, уверенным в себе ВЗРОСЛЫМ. Тогда дети чувствуют силу и уважение, и к себе, и к родителю.
Вот, пожалуй, и всё, что я могла бы сказать Вам, в ответ на Ваше письмо.
Честно, читая это послание, верю только в то, что ситуацию поможет исправить специалист. Самостоятельно здесь не справиться. Поэтому повторюсь рекомендацией – обращайтесь к специалисту. И настраивайтесь не на одну встречу. Это будет длительная работа.
Очень хочется пожелать Вам и Вашей дочке любви и взаимопонимания! :рай: