Elen-X, очень больной для меня вопрос
У меня дети старше, 14 и 16 лет, но все равно напишу, может кому пригодится или кто-что присоветует.
У нас все обострилось год назад, когда я на лето разрешила детям вайфай целый день. Это была большая ошибка, подсели на игры, на ютуб. В течение года я решала это "загрузкой" спортом, кружками, но с карантином это вообще ад конечно стал :knuppel2:
Многих за этот год послушала посмотрела, начала с Петрановской, которая ранее говорила, что дети "убегают" в гаджеты, даже лекция целая на ютубе есть. Сейчас и она начинает говорить - убирайте.
Считаю, современные дети чаще всего не "убегают" в гаджеты, они на них "подсаживаются"!
На этот вопрос просто нужно пошире посмотреть не только глазами психолога, но и нейробиолога - идет формирование очень мощной зависимости, особенно у наших детей и подростков. В подростковом возрасте идет очередное бурное созревание нейронов, отбрасывание ненужных связей, упрочнение связей, которые мозг считает необходимыми. А что необходимо? Да то, чему больше внимания и времени уделяется :sad:
Послушайте Асю Казанцеву о формировании привычек, Ирину Якутенко о воле и самоконтроле. Я настоятельно всем рекомендую послушать самостоятельно, потому что когда обычный человек что-то рассказывает о зависимости, плохих привычках и т.д. - это как очередное бла-бла-бла, а они очень доступно объясняют механизм - становится понятно, что нужно к этому вопросу ответственно подойти.
Можно Курпатова посмотреть... или лучше не смотреть... потому что теперь я просто ужасаюсь тому, куда человечество катится :crazy2:
У меня лично вся сложность в том, что мальчишки хорошие, добрые, отзывчивые, учатся на 4-5, контакт с ними есть, но, что называется "подсели", в общем с силой воли в этом вопросе у нас так себе :-|
В итоге стали "халтурить" с полезными привычками, с учебой там, где нужно ответственнее относиться к делу (а по вопросу обучения у меня очень принципиальная позиция).
И когда я начинала их ограничивать, они не понимали, за что я их наказываю. Приходилось очень много объяснять, что это НЕ наказание, что у них формируется очень неполезная привычка, которая в будущем будет очень мешать по жизни, что когда нет силы воли у самого, важно найти внешнее принуждение (цит. Ирину Якутенко). Как пример привожу лично себя (писала об этом неоднократно на форуме): муж очень любит смотреть фильмы, я сажусь и тоже начинаю смотреть, зная, что у меня куча более важных дел и что я буду жалеть о зря потраченном времени, но редко когда у меня есть сила воли встать и уйти. Тогда я стала просить мужа помочь в этом вопросе и выгонять меня))) - он выключает телевизор и ждет, когда я уйду из комнаты.
Процесс у нас еще идет: "капаю на мозги", ограничиваю, они пытаются обойти ограничения, я опять "капаю на мозги", "отвлекаю" постановкой задач (на лето это у нас домашние обязанности, включая готовку, в прошлом году в сад три раза в неделю стабильно вывозила, там строительством занимались, мужу по работе помогали).
Если честно, это жутко выматывает, если бы эта проблема всплыла раньше, я бы просто "закрутила" гайки по-полной и не откручивала до 18 лет :knuppel2:
Я советую не питать иллюзий, что вы о чем-то сможете только "договориться", ограничения должны быть обязательно! И чем младше ребенок, тем больше ограничений. Я бы выдала кнопочный телефон, думаю, что лучше сейчас, чем в 16 лет (у моего старшего сына есть одноклассники, которые ходят с кнопочным телефоном).
Ну и больше "отвлекалок" разных, если папа занят, то на лето в лагерь, если ковида не боитесь, к бабушке в деревню опять же с кнопочным телефоном. В этом плане лето 2020 года особенно проблемное, сама голову ломаю :sad:
Goldy, да))) Чувствуется, что вопрос больной))
Но всё же мухи от котлет отделить стоит:
1. В возрастной период до 14-15 лет дети именно "убегают" в гаджеты. Причина описана выше, в моём ответе для
Elen-X.
2. В возрастном периоде с 14 - 15 лет начинаются совсем другие процессы! И об этом (разнице в возрасте) не стоит, конечно же, забывать...
Родители в этом возрасте отходят на "второй план", и становятся уже не столь важны и интересны, как в 10 - 11 лет. Да и это период, когда Картинка Мира родителей ставится подростком под большое сомнение и начинает активно отрицаться. И начинается этап активной сепарации ребёнка от родителя. Особенно от матери.
Именно по этой причине и начинается "война" - холодная или очень даже горячая. Между ребёнком и родителем.
3. Запреты и ограничения, безусловно, никто и не отменял! И они, конечно же, в обязательном порядке должны быть у детей. Но, чтобы ограничения и запреты воспринимались ребёнком адекватно, должны быть соблюдены условия:
* Правильно выстроенная иерархия в семье. Чтобы у ребёнка не было иллюзий о том, что он управляет ситуацией, а не родитель.
*поддержка супругов друг другом. Так, чтобы не получилось так, что один родитель запретил, а другой - отменил.
* Запретов не должно быть слишком много. Иначе ребёнок начнёт активно бунтовать в подростковом возрасте.
* Запреты и ограничения должны быть с самого раннего детства! А не в 14-15 в первый раз)))
4. Когда все эти условия соблюдены, ребёнок достаточно спокойно воспринимает запрет от родителя. Как само собой разумеющееся.
5. Однозначно, родитель ТОЛЬКО САМ решает - сколько времени его ребёнок будет проводить с гаджетами. Повторюсь - ЭТО РЕШАЕТ РОДИТЕЛЬ, А НЕ РЕБЁНОК!
6. Я бы не рекомендовала "капать на мозги". В этом случае мама рискует превратиться в маму-пилу, или маму -капельницу. Которая будет восприниматься детьми, как "назойливая муха". Запрет ставится не капанием на мозги, а ТИХИМ И ТВЁРДЫМ ГОЛОСОМ. И лучше всего папой, а не мамой. Особенно для детей-мальчиков.
Это тихое, твёрдое и короткое "нет", против которого аргументов нет!
7. Поставленный запрет не обсуждается! Или имеет некоторые послабления, в "особые" периоды (например, когда приехали гости).
Напоследок добавлю то, что сама к этому вопросу подхожу очень серьёзно и строго. Тихо, но твёрдо говорю "нет".