Золотая пуговка, Лена, добрый день, помогите, пожалуйста.
Дочка, 4,5 года, по утрам очеееень долго собирается в садик. Причем она не говорит "не хочу в садик" или "давай останемся дома", а просто вот такая копуша (у нас в семье, мама мужа очень очень сильная копуша, она одевается 3 часа - это просто чтобы сходить в магазин за хлебом) и я очень боюсь, что если сейчас не найти подход к ребенку и не сформировать у нее навыки быстрого реагирования, то потом ей будет очень тяжело в жизни.
А теперь по-порядку.
1. Она очень плохо встает по утрам - бужу ее минут 40 (сразу оговорюсь, что засыпает она тоже очень плохо, уходим спать в 9 вечера, засыпает (только со мной рядом) только к 10-30, иногда к 11, иногда позже. Ложиться раньше нет смысла вообще, смещение времени ни к чему не приводит. Настраиваю ее на уход ко сну постепенно - несколько раз напоминая, что скоро спать (раньше были истерики по поводу того, что спать не хочу) - сейчас идет сама.) Пока засыпает и поговорим и сказки пересказываем, и массажики я ей поделаю, она все крутиться, крутиться, потом в какой-то момент резко уходит в сон. (с рождения у нее проблемы со сном, всегда плохо спала, днем практически не спит)
2. Перепробовала различные варианты пробуждения - мы даже специально купили будильник световой (лично мне просыпаться стало очень комфортно), но на нее не действует, уговоры тоже, единственное, что заставляет ее быстро проснуться - практически молниеносно - если включить мультики на телефоне, она тут же садиться и начинает их смотреть. Но этот способ мне не нравится, потому что она в любом случае потом делает все очень медленно, постоянно смотря в экран телефона. А вот в выходные проблем с просыпанием нет вообще, в пятницу она спрашивает, "завтра-выходной? мы будем дома?" и все утром просыпается раньше, чем мы ее будим в рабочие дни, и начинает - "мама пошли играть... а давайте то, а давайте это"
3. После пробуждения у нас есть ритуалы - необходимо обязательно поесть кашу (если она голодная, то истерик будет очень много, это я уже усвоила давно и поэтому кормлю до возникновения конфликтов). А потом начинается одевание - одевание всегда очень долгий процесс, который может занимать до часу времени (причем находит кучу причин почему не делает, а может просто 20 раз переспросить - "а что дальше одевать", а может выбирать 15 минут футболку, а может просто сидеть и о чем то думать, а может начать "я не знаю, где у меня колготки", хотя все лежит на месте и это место не меняется). Оговорюсь, что бывают моменты когда она одевается быстро - если она сама куда-то ну очень сильно хочет, но бывает это очень редко.
Так же долго мы одеваемся домой в садике.
вообще я заметила, что она очень статичная (ей сложно заставить себя куда-то выйти, куда-нибудь сходить, особенно если это связано с одеванием одежды на себя). Летом ситуация облегчается - особенно если очень тепло - то таких проблем практически нет. Еще она не любит менять вид одежды - ее практически невозможно уговорить сменить обувь (даже если она ее сама выбрала и она ей удобна, но все-равно может ходить еще месяц в зимней обуви, хотя на улице уже давно весна и все растаяло, так и в обратном порядке)
4. У нас бывают ситуации стрессовые (для меня в первую очередь) - это когда муж уезжает в командировку и мне необходимо с утра сделать все самой без его помощи и без машины, то есть я вызываю такси к назначенному времени и у нас начинаются гонки - я ее ставлю в некомфортные для нее ситуации - когда нужно одеваться очень быстро - ее постоянно подгоняю, бывает повышаю голос - и мы справляемся, но не долго - через неделю она заболевает и мы сидим дома.
Именно поэтому у меня вопрос - как можно ПОСТЕПЕННО приучить делать быстрее, может быть есть какие-то хитрости или советы, может быть стоит обратиться к специалистам и Вы подскажите к каким.
Девочки, если у вас были подобные ситуации и есть примеры успешного применения - поделитесь, пожалуйста.
lika1976, добрый день!
Сейчас очень надеюсь на то, что мой ответ, действительно, сможет Вам помочь.
Правда, лежать он будет совсем не в той плоскости, о которой вы запрашиваете. Но, всё же надеюсь, что будет полезным для Вас.
Ребёнок-копуша - явление нередкое, отнюдь. И, зачастую взрослых людей это сильно раздражает.
Давайте посмотрим на это с другой стороны:
1. Дети живут в совершенно другом временном восприятии, нежели взрослые. И им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПОНЯТНО - зачем и куда спешить?
2. Да и спешить, естественно, по своей природе, они могут только в одном - быстро-быстро задавать вопросы о мироздании и окружающей их природе. Особенно в возрасте "почемучек")))
Ни в чём другом спешить у них не получается. Это нормально.
3. К "копушам" относится и определённый тип темперамента - флегаматики и меланхолики. Я понимаю, что "чистых" темпераментов нет, однако, всё же определённые черты всегда преобладают.
4. Прививать "навыки быстрого реагирования" детям (особенно с вышеперечисленным типом темперамента) - неблагодарнейшее занятие, скажу я Вам)
Дети не понимают, чего хотят от них их родители, т.к. это противоестественно детской природе. Они активно бунтуют и сопротивляются. В этом возрасте, в котором сейчас находится Ваша дочка, даже дети с холерическим темпераментом одеваются очень медленно. Причина - см. п.1. и п.2.
Флегматики и меланхолики же не смогут совсем соответствовать такому желаемому поведению. И в жизни им не так уж и тяжело) Они, в принципе, приспосабливаются к своим особенностям, и благополучно с ними живут)
5. По вопросам укладывания спать, и, соответственно, просыпаться, - это вопрос к работе ЦНС (центральной нервной системы). Если ребёнок засыпает и просыпается с трудом, то ЦНС нужна поддержка. Значит, не справляется она сама. Так бывает у малышей.
Здесь Вам может помочь хороший детский невролог. Скомпенсировать работу ЦНС может только такой врач. Правда, обращаясь к таковому, сразу же настройтесь на то, что это длительный процесс, который может тянуться очень долго, - и обследования, и сама коррекция.
6. По вопросам утренних одеваний, с удовольствием порекомендую вам вот какие "хитрости":
одежду "на утро" готовьте вместе с вечера. Вечером много времени, чтобы выбрать - что я хочу одеть с утра)
попробуйте мотивировать чем то вкусненьким (это могут быть обычные цукаты или орешки или маленькие конфетки): "Оденешься быстро - зайка (добрая фея, волшебница и т.д.) положит тебе в кармашек вкусняшку". Главное - не мама, а "кто-то", иначе - конфликтов не избежать)))
или ещё мотивация: "Давай, кто быстрее оденется! Спорим я?!" (ну и, конечно же, маме здесь нужно проиграть, ведь дочка быстрее умеет одеваться)))
Мотивировать может и игрушка, которую можно одевать на руку, и она будет "разговаривать" с дочкой, хваля её "Ай, какая умничка! Колготки уже одела... Платьице быстренько... Молодчинка! Дай, пожму твою ручку! и т.д." - дети очень любят, когда игрушки с ними "разговаривают")))
Приучайте её медленно при помощи таких вот мотиваций. Пусть она почувствует себя успешной! Это важно для каждого ребёнка.
7. Вы пишете про её "статичность". Это качество как раз и подсказывает мне про особенности её темперамента. Темперамент же, в свою очередь, - это природная данность. Исправить его невозможно. Это как борьба с ветряными мельницами. Хотя, с возрастом, он будет несколько меняться. Но это ближе к 40 годам, не раньше.
8. Когда у Вас "стрессовые ситуации" (муж уезжает), здесь порекомендую Вам просто встать пораньше на полчасика а такси вызывать не к определённому времени, а минут за 15 до того, как она "почти одета". тогда конфликтов станет намного меньше.
Так что, хитрости и советы простые - мотивируйте и хвалите! Даже за самый маленький её успех.
Почувствовав себя успешной, она будет сама стараться повторить эти свои, "успешные" действия, за которые её хвалят.
Вот, как то так) Надеюсь, будет полезно для Вас.