Золотая пуговка, нашла темку и хочу задать пару вопросов про своих детей.
1. Есть старший сын, 14 лет. Очень умный, умнее меня однозначно. В последний год как минимум появилась такая тенденция - когда я что-то ему говорю, предостерегаю, пытаюсь подсказать способ действия в какой-либо ситуации реакция почти всегда - я это и сам знаю, не говори одно и то же тысячу раз, кем ты меня считаешь? По натуре очень вспыльчивый, но не агрессивный. Летом, когда мы отдыхали вместе, ситуация накалилась просто до предела. Любое моё замечание и почти любую просьбу воспринимал как угрозу себе, своей самостоятельности, соответственно в любом месте, при посторонних, где угодно выдавал истерику с криком и маханием конечностями. Не понимаю такой реакции и очень обижаюсь. Мы к нему вообще практически не пристаем, советами, поучениями и просьбами не донимаем. Много времени он проводит без нас, в лагерях по интересам, за чтением или учебой. В семье есть младшая дочка, она занимает львиную долю нашего времени и внимания, ревности с его стороны нет, наоборот, опекает ребенка и иногда пытается "защитить" от нас, от нашего "неправильного" воспитания, дать ей "правильное", т.к. воспитали мы его, по его мнению, неправильно. С папой общается, есть общие интересы, между ними такой напряженности нет.
2. Дочка почти 5 лет. Очень активный и шустрый ребенок, покоя в её присутствии нет никому. Но в поведение есть одна тенденция - когда просим допустим, сделать какое-то дело, убрать за собой игрушки, навести порядок, а она этого не хочет (в общем-то она этого никогда не хочет), то начинается практически истерика на тему - "лучше бы я не родилась, лучше бы меня не было, чем так мучится". При этом как правило дело-то она делает, но эти истерики в течение минимум получаса, чаще дольше, меня просто вымораживают, когда это повторяется по 5-7 раз в день. Невольно несколько раз вырвались у меня слова - да, действительно, лучше бы тебя не было. При этом постоянно её обнимаю, ласкаю, говорю как её люблю и как рада, что она у нас есть, но в моменты срывов просто себя уже не контролирую.
Взгляните пожалуйста на ситуацию со стороны, что делаю не так? Как можно свести на нет такие негативные проявления?
Nushka_Plushka, Здравствуйте! Возьму на себя смелость (в надежде, что Вы не будете против этого) не только ответить на вопросы, но и прокомментировать некоторые фразы. Очень надеюсь, что это будет полезным для Вас, и поможет Вам увидеть направление, куда желательно бы посмотреть.
1. «…умнее меня однозначно… наоборот, опекает ребенка и иногда пытается "защитить" от нас, от нашего "неправильного" воспитания, дать ей "правильное"… - я бы сразу поставила вопрос об иерархии: кто выше по иерархии – Вы или Ваш сын? :не знаю:
По логике (и законам семейных систем) выше по иерархии всегда родитель. Но, по Вашим словам, мне показалось, что сейчас иерархически более высокое место занимает сын… :coolsmiley:
Объясняю почему:
Априори дети не могут быть умнее своих родителей. Не… ну конечно это может быть в их взрослом или зрелом возрасте, однако, жизненный опыт у ребёнка всегда меньше, чем у родителя. А посему умнее, чем родитель ребёнок, тем более в 14 лет, быть не может! Спросите в связи с этим себя – откуда у меня взялось такое представление, что сын умнее меня однозначно? В чем это выражается? И где, в каких сферах Вы умнее, чем он?
Если ребёнок предпринимает попытки своими словами и действиями встать выше по иерархической ступени, чем родитель, то, когда то был момент, когда он решил, что так делать МОЖНО. Что он выше, умнее, сильнее, значимее родителя.
И, в связи с этим, логическое следствие – если ребёнок чувствует себя в семейной системе выше по иерархии, чем родитель (или оба родителя), то уважения как такового к родителю у него точно нет и не будет.
Повспоминайте – где и когда такой момент мог произойти? Его желание «защитить» от «неправильного» воспитания, да и вообще мысли об этом, могут говорить о том, что ребёнок чувствует себя иерархически выше, либо находится в активном противостоянии. :knuppel2:
2. «…когда я что-то ему говорю, предостерегаю, пытаюсь подсказать способ действия…» - понаблюдайте за собой – как Вы это делаете.
Делать это можно по разному: на равных (пр: сын, прошу тебя, будь здесь аккуратнее…), свысока (пр: сколько раз тебе можно повторять одно и то же…), с пренебрежением (пр: от тебя ничего полезного не жди…), уговаривая (пр: ну пожалуйста… я ведь тебя просила уже….), тревожась (пр: ой-ёй-ёй… осторожноооооо!).
Бурная подростковая реакция (что является практически нормой в подростковом возрасте), чаще всего появляется на критику, высокомерие от родителя, либо в ситуации нарушенной иерархии. Понаблюдайте за собой – как Вы разговариваете с ним. И многое может проясниться.
Возможно, что имеет место быть: нарушенная иерархия, активное подростковое противостояние в ответ на что-то (критику, родительский напор и т.д.), либо и то и другое.
3. «..не говори одно и то же тысячу раз…» - спросите себя – про что эти слова? Может быть, и вправду, он слышит одно и то же по тысячу раз? (нередко я наблюдаю такое явление, когда человек делает это и даже не замечает за собой, т.к. это является нормой его коммуникации). Понаблюдайте за собой – грешите ли Вы таким явлением, или нет.
Здесь возможен и другой вариант – опять же, нарушенная иерархия, при которой ребёнок чувствует себя «на равных» с родителем, а значит, считает себя в праве делать родителю такие замечания.
Возможен и смешанный вариант – и то, и другое. Опять же, только наблюдение за собой и особенностями взаимодействия с сыном помогут Вам разобраться с этим.
4. «…Любое моё замечание и почти любую просьбу воспринимал как угрозу себе, своей самостоятельности…» - желание быть взрослым и самостоятельным – это очень сильное желание у любого подростка. И опять же, приглашаю Вас понаблюдать за тем, как звучат Ваши просьбы: на равных, свысока, надменно, агрессивно, критично, унижающе и т.д.
Практика показывает, что ОЧЕНЬ ЧАСТО родители просто не замечают, как обижают или унижают своих детей. Это я сейчас не про Вас пишу, а про свои наблюдения. Опять же, призываю понаблюдать и Вас. :coolsmiley:
5. «…Мы к нему вообще практически не пристаем, советами, поучениями и просьбами не донимаем….». сразу хочется спросить, а есть ли обязанности у мальчика по дому? То, за что отвечает только он. И ещё, спросите себя: какого качества КОНТАКТ между Вами и сыном? В норме, в подростковом возрасте (14 лет как раз пик такового), контакт несколько утрачивается, но не совсем! Часть остается.
Часто ли разговариваете «по душам»? Рассказывает ли он Вам о себе, о своих делах в школе, о друзьях? В подростковом возрасте в норме должно быть не часто, но и не утрачено совсем. А если вдруг Вы заметите, что парень напрочь «закрыт» от Вас, то с контактом что-то не то….
А если что-то не то, то куда подевался и в связи с чем? :не знаю: Повспоминайте "историю" Ваших взаимоотношений.
6. «…Не понимаю такой реакции и очень обижаюсь…» - здесь я Вам предложу остаться во ВЗРОСЛОЙ ПОЗИЦИИ. Обижаться на ребёнка – это позиция отнюдь не родительская. Априори родитель НЕ МОЖЕТ обижаться на своего дитёныша. Поскольку это всегда ловушка для обоих.
Обязанность родителя – БЫТЬ ОПОРОЙ И ПОДДЕРЖКОЙ для своего дитя. Когда родитель обижается, то, ни тем, ни другим быть уже не может. Обида – это очень детское явление (чувство). Попробуйте поставить вопрос таким образом: Что я делаю «не так»? И, тогда ответ может показать путь, куда двигаться.
7. «…когда просим допустим, сделать какое-то дело, убрать за собой игрушки, навести порядок, а она этого не хочет (в общем-то она этого никогда не хочет), то начинается практически истерика…» - дети очень не любят прибирать за собой, наводить порядок и т.д. Однако, когда и иерархией всё в порядке, дети бурчат, ворчат, но, тем не менее, делают это. Опять бы понаблюдала за иерархическими отношениями между Вами и дочкой. Тем более, если это повторяется по 5-7 раз за день.
8. Спросите себя: как я реагирую на эти истерики? Что начинаю делать?
Ведь от способа Вашей реакции и последующих действий, многое зависит….
9. «…лучше бы меня не было, чем так мучится…» - я бы призадумалась, чес слово… Не хочется Вас пугать, но, это очень и очень нехорошие мысли в голове у ребёнка (если, конечно, это не слова – манипуляторы). Много негативных последствий могут дать такие мысли о себе.
Теперь о том, что можно и желательно бы сделать:1. Совершенно точно порекомендую Вам начать активно наблюдать за собой, своими чувствами, мыслями, реакциями, поведением, в адрес своих детей и во время общения с ними. Наблюдение за собой бывает очень полезным, т.к. открывает для человека много нового – то, что он раньше делал и не замечал!
2. В отношениях со старшим сыном, в ответ на его реакции попробуйте сказать: «Отнесись к моей просьбе с уважением». И, понаблюдайте, как отреагирует он.
Предлагаю тек же попробовать поговорить с сыном на тему "что между нами не так... чего ему не хватает... на что он так сильно сердится". Без обид и каких либо эмоций. Просто слушайте.
3. Попробуйте любые просьбы к младшему ребёнку чуть переформулировать. Например: вместо «прибери пожалуйста игрушки» сказать «покажи, какая ты у меня взрослая и способная девочка и как быстро умеешь прибирать за собой», или «кто быстро приберёт игрушки, тот получит вкусный приз!» (витаминку, изюминку и т.д. что-нибудь маленькое и вкусненькое)
4. В ответ на слова «лучше бы меня не было…», спросите – а почему ты так думаешь? И внимательно выслушайте ответ, без споров, критики и каких либо обид. Просто послушайте.
5. Если самой разобраться будет сложно, Вы всегда можете прийти на приём к психологу. Там разбираться намного легче и быстрее.
6. 3 октября буду проводить семинар о стилях воспитания. Приходите, если будет время и возможность. Там очень многое встанет «на свои места» и будет понятным для Вас.
Так же, Вы можете посетить семинар о подростках. Буду проводить его немного позже. Он тоже очень мощный по осознаваниям.
Хочется пожелать удачи Вашей семье. И, помните, что, если не получается разобраться самой, в том, что же происходит и что с этим необходимо делать, Вы всегда сможете обратиться за помощью к любому специалисту-психологу.
P. S. Много получилось))) Но, короче тут никак)