Золотая пуговка, Лена, подскажи пожалуйста в таком нелегком вопросе. В связи с тяжелыми для всей семьи событиями мы как то пытались оберегать племянницу ей 8 лет от похорон деда (сейчас прошло всего две недели) , у нее был очень близкий эмоциональный контакт с ним и сейчас она просыпается ночами и говорит что с ней разговаривают, но ее мама боится с ней на эту тему разговаривать и спросить кто разговаривает тоже, племянница говорит, что не может вспомнить лицо деда. Как правильно с ней себя вести, она эмоциональный ребенок, нужно спрашивать кто разговаривает и как то разговаривать про деда ведь она все время возвращается к этой теме? У нее уже были страхи раньше она даже днем боялась одна выходить в коридор, сейчас может это все усугубиться и нужно обращаться к детскому психологу? Как правильно с ней поговорить о смерти дедушки?
Ольга71, Оля, ещё раз мои соболезнования по поводу утраты - отца, деда. Всегда нелегко терять близких. :cry:
Я бы порекомендовала не отворачиваться от актуальности твоей племянницы. Если у неё есть потребность говорить и рассказывать - пусть говорит и рассказывает столько, сколько ей необходимо. Иначе, может получиться так, что будет поставлено некоторое "бессловесное" табу на обсуждение смерти близкого ей человека. И тогда она останется один на один со своим горем. А это очень тяжёлая задача. Не только для ребёнка (для ребёнка же - в разы) :cry:
Не пойму сейчас, знает ли девочка про смерть деда, или нет :не знаю:. В любом случае имеет смысл сказать ей об этом.
В этом возрасте дети великолепно понимают "Концепцию Бога". Ребёнку говорят о том, что "Боженька забрал твоего дедушку к себе домой. Обратно. Дедушка сейчас дома и ему там хорошо." Не забудьте напомнить о том, что дедушка помнит и любит. :smitten:
Так же я бы порекомендовала расспросить её - кто разговаривает? Как разговаривает? Что говорит? Боится ли она этого, или нет? Ведь, если она всё время возвращается к этой теме, это говорит лишь о том, что тема актуальная, и не даёт покоя. "Отворачиваясь" от проблемы, взрослый рискует усилить страх. Ведь ребёнку требуется опора. Отворачиваясь, взрослый, как бы "сбегает", и не является опорой в этот момент. И, напротив, проговаривая свои переживания, страхи и сомнения, ребёнок, постепенно, успокаивается.
Спросите её - в чём она нуждается сейчас от Вас, взрослых? Чем Вы сможете ей помочь?
"Маячок" того, что ребёнок успокоился - разговоры постепенно сходят "на нет"
Ещё вариант, чтобы ускорить и минимизировать проживание горя: можно нарисовать рисунок дедушке, или сделать ему поделку, написать письмо, и, отправляясь на кладбище, положить "детское произведение" там. Уверив девочку в том, что "дедушка обязательно заберёт твоё послание и будет очень рад этому".
Таким образом та эмоциональная связь с дедом будет сохраняться. И девочке будет легче.